Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Вдова убитого журналиста пытается наказать "Аль-Каиду" и сообщников террористов через суд. Соединенные Штаты пытаются поставить заслон на пути опасного импорта. Все большее число легальных иммигрантов высылается из страны


Юрий Жигалкин: Вдова убитого журналиста пытается наказать "Аль-Каиду" и сообщников террористов через суд. Соединенные Штаты пытаются поставить заслон на пути опасного импорта. Все большее число легальных иммигрантов высылается из страны. Таковы некоторые из тем рубрики "Сегодня в Америке".


Вдова корреспондента газеты "Уолл-Стрит Джорнэл" Дэниела Перла - Мэриэн - пытается преследовать по суду тех, кто пять лет назад похитил, пытал, а затем обезглавил ее мужа.


Слово - Аллан Давыдову.



Аллан Давыдов: В иске, который Мэриэн Перл подала в окружной суд в Нью-Йорке, фигурируют террористическая сеть "Аль-Каида" и другие экстремистские группы, а также пакистанский банк "Хабиб Банк", который, как она считает, причастен к финансированию этих групп. Среди фигурантов иска - также несколько террористов, которые уже приговорены за свои злодеяния или находятся под следствием.


На что реально может рассчитывать вдова журналиста, вчиняя судебный иск разветвленной террористической сети, нейтрализовать которую, по большому счету, не удается даже государственным структурам США и их союзников? Такой вопрос я задал старшему научному сотруднику вашингтонского фонда "Наследие" Питеру Бруксу.



Питер Брукс: Я пока не знаком с нюансами иска Мэриэн Перл. Но, вне всякого сомнения, американская юридическая система формально позволяет ей требовать компенсации за смерть мужа. При том, что принять к производству дело против ряда "алькаидовцев" будет нелегко, некоторые из них вполне доступны для правосудия. Это, например, Халид Шейх Мохаммед, находящийся в американской тюрьме по обвинениям в причастности к терактам 11 сентября. Это также британский подданный Ахмед Омар Саид Шейх, ранее приговоренный пакистанским судом к смерти именно за убийство Перла. А пакистанский "Хабиб Банк", указанный в иске, - это не террорист в бегах, а реальное юридическое лицо. Расположение штаб-квартиры банка в Пакистане осложняет дело. Но вспомним дело о взрыве американского авиалайнера над шотландской деревней Локерби в 1988 году - под грузом улик и нажимом международного сообщества правительство Ливии согласилось выплатить жертвам этого теракта 2 миллиарда 700 миллионов долларов компенсации. Мэриэн Перл также предстоит долгий путь с ее судебным иском. Но настанет время - и ее законные требования будут удовлетворены.



Аллан Давыдов: "Хабиб Банк" - крупнейшее финансовое учреждение Пакистана. Будет ли это способствовать помощи пакистанского правительства американскому следствию?



Питер Брукс: Они уже оказывают необходимую помощь. Правительство Пакистана весьма неуютно чувствует себя от одной мысли, что "Аль-Каида" прячется где-то на территории этой страны, и оно, по сути, само под прицелом "Аль-Каиды". Скорее всего, правительство Первеза Мушаррафа будет сотрудничать в предоставлении новой информации по делу Дэниела Перла.



Аллан Давыдов: Так аналитик вашингтонского фонда "Наследие" Питер Брукс прокомментировал иск главы убитого в Пакистане американского журналиста Дэниела Перла к организаторам и исполнителям этого убийства. Сама Мэриэн Перл с сыном сейчас живет во Франции, она - соавтор сценария фильма "Могучее сердце" о похищении и убийстве ее мужа Дэниела. В июне состоялась всемирная премьера фильма.



Юрий Жигалкин: Рассказывал Аллан Давыдов.


Белый дом, встревоженный непрекращающимися сообщениями о появлении в продаже опасных для здоровья, а порой и жизни товаров, импортируемых из Китая, объявил в среду о создании специальной комиссии, которая должна оценить ситуацию и вынести рекомендации о том, как обезопасить импортные товары и продукты, на которые Америка полагается все больше и больше. В прошлом году, например, США импортировали товаров почти на 2 триллиона долларов. Эксперты говорят, что Агенство по контролю за качеством лекаств и продуктов не способно предохранить страну от опасного импорта. Эти страхи дали повод некоторым законодателям предложить ввести тариф на товары, вызывающие наибольшее подозрение.


А существует ли вообще реальная система контроля импорта? Я задал этот вопрос профессору экономики Михаилу Бернштаму.



Михаил Бернштам: Система контроля существует. Но контроль, который существует и на национальном уровне в каждой стране, и на международном уровне, он просто не может физически охватить весь объем продуктов, поступающих на рынок. Поэтому очень важно, чтобы сами покупатели понимали, что существует эта проблема, и старались покупать в крупных организациях, таких как "Уоллмарт", скажем, в США, который торгует импортными продуктами, и тогда уже на рыночном уровне сами розничные торговцы, крупные розничные торговые организации сами контролировали качество продуктов. Никакое правительство, никакие международные организации не способны осуществлять превентивный контроль, они могут только собирать жалобы.



Юрий Жигалкин: Профессор, в последние годы мы стали свидетелями множества перепалок: американцы предупреждают об опасности китайских товаров, китайцы находят изъяны в американских, а у россиян претензии и к американцам, и к европейцам и к другим экспортерам. Не больше ли в этих стычках политических мотивов?



Михаил Бернштам: Нет, существуют реальные проблемы. Что касается китайских товаров, то только что китайское ведомство по контролю за пищевыми и лекарственными продуктами на своем веб-сайте поместило сообщение, что 19 процентов потребительских товаров, которые поступают на китайский рынок, по самим китайским данным, не отвечают тем стандартам, которые требует китайское правительство. И сейчас Китай заявил, что ряд американских продуктов - свинина, замороженная курятина, мясные ребра - заражены сальмонеллой. Так что какой бы ни был политический момент, существуют реальные проблемы при существующем объеме экспорта в процессе глобализации. Проблемы с отравленной пищей существовали со времен возникновения рынков. И сейчас ситуация лучше, чем она была раньше. Просто эти явления четко документируются и выходят на свет. К нему надо относиться просто как к побочному эффекту мировой торговли и прогресса. Точно так же как мы относимся к побочным эффектам технологического прогресса.



Юрий Жигалкин: Профессор, возвращаясь к Китаю, а вообще, теоретически, можно ли выпускать нормальные качественные товары по бросовым ценам, как это делают китайцы? Или, покупая китайское, мы по определению рискуем?



Михаил Бернштам: Дело в том, что китайские товары дешевы по европейским и американским меркам, просто потому что китайская валюта недооценена более чем на 40 процентов. Поэтому Китай держит свою валюту довольно низко, и поэтому китайские товары дешевы. В Китае дешевый труд и дешевая валюта.



Юрий Жигалкин: Говорил профессор Михаил Бернштам.


Большинство американцев не одобряют деятельность Джорджа Буша на посту президента, в то время как две трети жителей страны исключительно довольны состоянием экономики и своих банковских счетов. Мало того, больше двух третей опрошенных считают, что их дети будут жить лучше, чем они сами. Согласно последнему опросу общественного мнения, проведенного агенством "Рейтер", 34 процента респондентов вполне довольны президентом Бушем - это на 4 процента выше, чем месяц назад, но исторически среди самых низких президентских рейтингов. Правда, оценки деятельности законодателей упали до беспрецедентного уровня - лишь 18 процентов опрошенных довольны своими представителями в Конгрессе. Популярность президента, по словам социологов, стала жертвой иракской войны. Если ничего не изменится, Джордж Буш может стать редким в истории страны президентом, чьи экономические достижения не помогли ему в глазах американцев.


Бывший помощник двух вице-президентов, 48-летний Леандро Арагонсилльо был приговорен в среду к десяти годам тюрьмы за передачу секретных правительственных документов бывшему президенту Филиппин Джозефу Эстраде. Уроженец Филиппин, натурализованный американский гражданин, Арагонсилльо, служивший в администрации Альберта Гора и Дика Чейни, переслал факсом около 700 страниц американских разведывательных и аналитических отчетов, посвященных ситуации на Филиппинах. Он перестал их своим филиппинским друзьям, которые пытались предотвратить падение Джозефа Эстрады, уличенного в коррупции, но поддерживавшегося филиппинскими массами. Документы помогли бывшему филиппинскому президенту составить представление об отношении Вашингтона к правительственному кризису на Филиппинах. Обвиняемый признал свою вину и заявил на суде, что у него не было в мыслях намерения нанести ущерб Америке. Суд учел раскаяние бывшего помощника вице-президентов и выбрал наименьшее из диапазона наказаний, среди которых была смертная казнь. Расследование этой масштабной утечки секретной информации продолжается, среди проходящих по делу - бывший президент Филиппин Эстрада.


Все большее число легальных иммигрантов высылается из страны, и правозащитная организация Human Rights Watch обвинила Соединенные Штаты в том, что американские законы, согласно которым депортируются иммигранты, совершившие даже сравнительно незначительные уголовные преступления, неоправданно жестоки.


Рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов: С тех пор, как в 1996 году был принят новый закон о депортации, из США было выслано 670 тысяч человек, разъединены со своими ближайшими родственниками более полутора миллиона жителей США, - говорится в 88-страничном исследовании, проведённом организацией Human Rights Watch . Особый упор делается на тех случаях, когда человек, скажем лет 40 назад легально въехал в США, здесь окончил школу, служил в армии, вырастил сыновей, которые тоже отслужили в армии, а теперь его депортируют за продажу небольшой порции наркотиков. Суть критики в том, что по старому закону уголовники-иммигранты могли оспорить в иммиграционном суде решение о депортации, и судья мог решить - высылать иммигранта или нет. По новому закону судья лишён такого права, утверждает Human Rights Watch . "Это не совсем так, - говорит директор Центра юридических исследований вашингтонского Фонда "Наследие" Тодд Гациано.



Тодд Гациано: Было бы глупо для любой страны не иметь законов, которые иммигранты, как и все другие жители страны, обязаны исполнять. Нарушителям законов должно быть отказано в гостеприимстве, и они должны быть лишены статуса постоянного жителя, а то и натурализованного гражданина страны. Но могут быть сделаны исключения, если формальное исполнение закона о депортации приводит к абсурду.



Ян Рунов: Но куда депортировать человека, родившегося в стране, которой больше нет, - в Советском Союзе, в Чехословакии, в Югославии?..



Тодд Гациано: Это вопрос, который можно поднять при ходатайстве об отмене депортации. Но каждый иммигрант, сколько бы лет ни прожил в стране, и какие бы заслуги перед страной у него ни были, должен помнить, что он гость, и потому особенно тщательно должен соблюдать законы: не торгуй наркотиками, не воруй, не грабь и так далее. "Добро пожаловать" мы забираем обратно, если иммигрант нарушает американский закон.



Ян Рунов: В тюрьмах округа Орандж, штат Калифорния, около 70 процентов заключённых-иммигрантов совершили злостное или особо злостные преступления. По мнению Джима Хайеса, директора местного отделения федерального Иммиграционно-таможенного агентства, эти уголовники представляют серьёзную угрозу обществу и должны быть высланы из США.


XS
SM
MD
LG