Ссылки для упрощенного доступа

«Тому, кто вне клана, вообще не казах, приходится туго»


Казахская экономика стремительно модернизируется, казахская политика остается во многом на уровне XVIII века
Казахская экономика стремительно модернизируется, казахская политика остается во многом на уровне XVIII века


Правоохранительные органы Казахстана продолжают расследовать похищение и возможное убийство двух высокопоставленных менеджеров крупнейшего в стране финансового учреждения «Нурбанка», прежде связанного с политико-экономическим кланом бывшего зятя президента республики Рахата Алиева. Задержаны начальник финансовой полиции Алма-Аты, которая занималась расследованием дела о возможных финансовых махинациях в банке, Владимир Курбатов и его подчиненный Бауржан Аубакиров. Против них возбуждено уголовное дело о превышении служебных полномочий.


Эксперты связывают это с продолжением зачистки государственного аппарата от людей, проявлявших лояльность к бывшему родственнику президента. Сам г-н Алиев по-прежнему находится в Австрии, которая так и не удовлетворила запрос Астаны о его выдаче. Еще недавно один из самых влиятельных людей в Казахстане потерял капитал, власть, и даже жену - дочь Нурсултана Назарбаева Дарига под давлением отца оформила развод.


Происходящее доказывает, что политическая система республики основана не только на законах, Большее значение в ней имеют родственные и клановые связи, считает директоро казахской службы Радио Свобода Мерхат Шарипжан:


- Рахат Алиев находится в Австрии. Судьба его так и не решена, поскольку между Казахстаном и Австрией нет договоренности о выдаче подозреваемых (официально его статус пока такой, хотя он и обвиняется в том, что он был вовлечен и организовал похищение и избиение, а возможно, даже и убийство двух основных менеджеров «Нурбанка»). Против него в Австрии было открыто уголовное дело по поводу отмывания денег. Он заявил на этой неделе, это дело закрыто, но официальные власти Австрии это отрицают.


- По продолжающемуся делу «Нурбанка» на этой неделе были произведены новые аресты. С чем это связано?


- Это прецедент, когда могущественный зять Назарбаева вдруг оказывается в такой опале, что его могут посадить и посадить надолго. Идут аресты, и не только тех людей, которые якобы вовлечены - напрямую или косвенно - в это дело. Люди, которые были в связке с Рахатом Алиевым, были его помощниками или даже его родственники «сами» уходят с должностей.


- Получается, разгромлен целый клан, который насчитывал несколько десятков или сотен человек?


- Не просто клан, целая организация, потому что Рахат Алиев был вице-председателем КНБ много лет, а фактически главным. У него огромное количество помощников и людей, которые работали на него, и не обязательно из его клана в традиционном казахском понимании. Мы знаем, что не все эти люди, которые сейчас разыскиваются, казахи, там есть и русские, и украинские фамилии. Большая организация, которая обладает потенциально очень большой информацией, компроматом на всех тех, кто сегодня в Казахстане является политической, экономической элитой.


- Если мы будем говорить о человеческом факторе… Дарига Назарбаева сказала, что это был очень трудный шаг для нее - развестись заочно с Рахатом Алиевым, и что она пошла на это под давлением отца. Клан раздваивается или делится на трое. Свекор Дариги Назарбаевой, родной отец Рахата Алиева, уважаемый человек в Казахстане со всем вытекающим из этого, тоже подвергается обструкции, гонениям. Было объявлено, что его дом обыскивался, его нигде не видно.


- И одновременно Казахстан готовится к парламентским выборам. Дарига Назарбаева была одной из сильных политических фигур, у нее был очень мощный административный и медиа-ресурс, она очень сильно и резко вдруг вошла в политику в 2004-м, создала партию «Асар». С этой партией расправились очень быстро. Она официально вошла в состав президентской «Отан». Последние съезды, этой партии показывают, что ее люди полнотсью вышли из «Отана», скорее всего, в новом парламенте их не будет, хотя в старом парламенте она была.


- Получается, что вся эта ситуация оказалась своего рода проверкой политической устойчивости Казахстана. Она показала, что президент по-прежнему полностью управляет страной, и даже крайне болезненный для него семейный скандал не приведет к падению режима и изменению системы. Его клан останется у руля. Это ведь уже понятно?


- Думаю, это понятно. Назарбаев вышел из этой ситуации победителем, и сделал это искусно - в конфликт с Рахатом Алиевым он оказался вовлечен не лично, а через свои круги. Я имею в виду то, что Казахстан в отличие от Узбекистана или Туркмении имеет более сложную политическую структуру. Там одна генеральная линия партии, а в Казахстане много финансовых групп. Зачастую они ведут какие-то подковерные игры.


- Назарбаев показал, что он с этим справился. Но эта ситуация показала и другое - в Казахстане политическая система зиждется не на законах, а именно на родственных связях. Тому, кто находится вне клана, не связан кровными узами с семьей, вообще не является казахом, приходится туговато. Об этом говорят и заявления вот этих русских, которые вместе с Рахатом Алиевым находятся сейчас в Австрии и обещают раскрыть все, что они знают. Они верой и правдой служили Рахату Алиеву, понимали на что шли, знали правила игры, но не думали, что такой могущественный человек так упадет.


XS
SM
MD
LG