Ссылки для упрощенного доступа

Теплоход "Академик Федоров" продолжает движение в направлении Северного Полюса


Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Мумин Шакиров, Андрей Королев и Татьяна Вольтская.



Александр Гостев: Теплоход «Академик Федоров» продолжает движение в направлении Северного Полюса. Вчера после выхода из порта Мурманск у судна вышел из строя двигатель гребного винта, но техники в течение суток устранили неисправность. Участники экспедиции во главе с полярниками и депутатами Государственной Думы намерены с помощью батискафов погрузиться на дно Северного Ледовитого океана. Ученые хотят отработать методику подледных погружений человека на глубину свыше четырех километров и исследовать морской шельф. Эксперты придают этому событию не только научное, но и геополитическое значение. Россия хочет расширить свои границы за счет арктических территорий, богатых нефтью и газом.



Мумин Шакиров: Российский теплоход «Академик Федоров» возобновил плавание согласно рейсовому заданию в рамках экспедиции «Арктика-2007». Накануне вечером направлявшееся на Северный Полюс судно легло в дрейф в Баренцевом море и подало сигнал бедствия. После выхода из Мурманска у теплохода вышел из строя главный двигатель, приводящий в действие гребной винт.


С подробностями наш коллега Андрей Королев.



Андрей Королев: По данным, полученным в Службе капитана мурманского порта, с поломкой электродвигателя гребного винта экипаж судна справился самостоятельно, до подхода к нему вызванного на помощь атомного ледокола "Россия", обеспечивающего работу экспедиции в Арктике. В настоящее время оба судна движутся к архипелагу Земля Франца Иосифа. Там, согласно плану, они сделают остановку, чтобы провести тренировочные погружения на глубоководных аппаратах «Мир» на глубину полтора километра. Пока, как утверждают синоптики, погода благоприятствует участникам экспедиции.


Теплоход «Академик Федоров» вышел из порта Мурманска во вторник, 24 июля. Флагман российского научного полярного флота и атомный ледокол Мурманского морского пароходства «Россия» доставят в арктические широты международную группу ученых, а также представителей прессы.



Мумин Шакиров: На следующем этапе, участники экспедиции, в состав которой входят известный полярник, а кроме того, депутат ГД Артур Чилингаров и ученый Анатолий Сагалевич, намерены опуститься с помощью глубоководных аппаратов на глубину более четырех километров. Погружения будут осуществляться с помощью российских батискафов «Мир-1» и «Мир-2». По словам Анатолия Сагалевича, исследователи на дне океана установят российский флаг и оставят капсулу с посланием будущим поколениям. Эта рекламная часть акации, а научная состоит в изучении арктического шельфа и уточнении его границ.


Рассказывает Татьяна Вольская.



Татьяна Вольтская: Если удастся доказать, что он является продолжением сибирской плиты, Россия сможет разрабатывать нефть и газ, которые там находятся. Говорит ученый секретарь Российского географического общества Александр Бринкен.



Александр Бринкен: Это важнейший географический объект природопользования глобального масштаба и межгосударственных отношений. Там сосредоточено огромное количество углеводородных ресурсов. Россия является крупнейшей арктической державой, у нас самая большая граница в Северном Ледовитом океане.



Татьяна Вольтская: Погружение на дно Ледовитого океана будет очень сложным, поскольку батискафу предстоит вернуться в ту же полынью, в которую он опустится, в условиях льдов, постоянно меняющих свой рельеф. После погружения ученые должны открыть 35-ю дрейфующую станцию.



Мумин Шакиров: О научном значении этой экспедиции говорит и профессор океанологии Александр Городницкий.



Александр Городницкий: Каждое погружение в глубины океана несет какие-то неведомые совершенно открытия, тем более в арктическом бассейне, где таких погружений практически почти не было, во всяком случае, для открытой науки. Имеется целый ряд аспектов. Первое - биологический аспект: какие животные обитают на разных глубинах, рыбы и так далее. Второе, это имеет огромное значение для изучения гидрологии: течения, соленость воды, все параметры воды, которые мы раньше мерили со станции «Северный Полюс» в дырке, лунку пробурим - и туда макаем прибор, но это совершенно другое дело. Когда аппарат погружается с научными сотрудниками на борту - это совершенно другой уровень информации. Третье - это изучение дна. С одной стороны, недалеко от этого района проходит так называемый хребет Гаккеля, срединно-арктический хребет, по которому идет раскрытие арктического бассейна, Северного Ледовитого океана, и для понимания этих процессов необходимо, конечно, погружаться на дно и брать образцы пород для этого, как они образовались и так далее.


И, наконец, последнее. Поскольку арктический бассейн является очень богатым в отношении нефтегазоносности, то, конечно, любые наблюдения и проявления выходов метана, газгидратов, каких-то еще признаков нефтяных и газовых месторождений имеют огромную практическую роль для изучения этого района.



Мумин Шакиров: По словам ученого Анатолия Сагалевича, установление того факта, что шельф Северного ледовитого океана является продолжением Сибирской континентальной платформы, может увеличить площадь России на 1,2 миллиона километров. Доказательства этого российские эксперты намерены предъявить ООН. Согласно международной Конвенции по морскому праву внешняя граница страны определяется по 12 мильной зоне, а экономическая - по 200 мильной. Не возникнет ли на этой почве международный скандал?



Александр Городницкий: Вы знаете, я думаю, что, во-первых, не возникнет, потому что, на самом деле, эти районы осваивались раньше потенциальными противниками, сугубо секретно все. Антарктида же - то же самое, Антарктида ничья. Тем не менее, естественно, моральный вклад каждой страны в эти нейтральные области, чем больше будет научный вклад, тем больше будет морального права у той же России заявлять свое участие и присутствие свое в этих регионах. Они все международные, они все действительно нейтральные, они объявлены зоной международной, и это абсолютно правильно, никто не должен владеть, отдельное государство, Северным Полюсом или Антарктидой. Но естественно, что вклад научный каждого государства в эту общую копилку будет определять его право на, так сказать, моральный кусок пирога. И в этом отношении, конечно, работы на Северном Полюсе должны вестись. Хотя жить там невозможно, а в Антарктиде что, можно? Не в этом дело. Антарктида, например, это крупнейшие в мире запасы пресной воды. Вот сейчас шумят, что потепление, воды не будет. Будет вода, в Антарктиде этот лед наращивается. Глобальное потепление или похолодание - эти проблемы тоже решаются, конечно, на Северном Полюсе.



Мумин Шакиров: На Северном Полюсе добывать нефть и газ, наверное, еще дороже, чем на материке.



Александр Городницкий: Естественно. Об этом сейчас разговора нет, потому что сейчас мы осваиваем так называемые шельфовые моря арктического бассейна - Печорское море и так далее, Баренцево море, другие районы. Но это мелководные моря, где можно поставить буровые установки. А на глубине 4,5 километра никакую нефть пока добывать никто не умеет и не может. Поэтому речь не идет о поисках нефти на Северном Полюсе, это нейтральная территория. Речь идет о закономерностях размещения нефтегазоносных месторождений вообще на дне мирового океана. Потому что есть разные точки зрения на происхождение нефти, в том числе есть точка зрения о неорганической нефти в рифтовых зонах, срединным хребтам, глубинным океанам и так далее. То есть для науки это имеет огромное значение.



Мумин Шакиров: Затраты на арктическую экспедицию специалисты оценивают в 200 миллионов рублей. Выступая перед журналистами в Мурманске, Артур Чилингаров сообщил, что полярники и ученые тратят частные деньги, и заверил всех присутствующих, что ни рубля из бюджета не выделено на это плавание.


XS
SM
MD
LG