Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Рыжков: "Кремль контролирует процесс составления партийных списков"


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Данила Гальперович.



Александр Гостев: В российской политической и партийной жизни возник серьезный скандал - появилась информация о том, что все партии, намеренные участвовать в выборах в Государственную Думу в декабре этого года, должны согласовывать свои избирательные списки с Кремлем. Сам Кремль это опровергает, называя общественных деятелей, говорящих о наличии таких согласований, политическими карликами. В скандале разбирался специальный корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Данила Гальперович: К 31 мая все партии, имеющие право и желающие участвовать в выборах в Государственную Думу, должны были представить администрации президента России свои избирательные списки. Один из авторов этой новости, депутат Госдумы и лидер запрещенной Республиканской партии Владимир Рыжков говорит, что, делая это заявление для прессы, не открывал никакого секрета.



Владимир Рыжков: На самом деле о том, что Кремль контролирует процесс составления списков партийных и не только "Единой России", но и других партий, которые будут допущены до выборов, об этом мне говорили десятки депутатов из самых разных фракций. Это то, что знает любой человек, мало-мальски близкий к российской политике. Насколько я знаю, это происходит в форме неофициальных консультаций между руководством партий и руководством администрации. Также ни для кого не является секретом, что есть фигуры, по разным причинам не устраивающие Кремль, как участники публичной политики. И больше того, уже несколько лет ведется целенаправленная работа по исключению не только из думских выборов, но и в целом из публичной политики целого ряда оппозиционных деятелей. Именно для этого были ликвидированы одномандатные округа, в которых могли избираться оппозиционные депутаты, оппозиционные политики. Именно для этого был принят новый закон о политических партиях, который привел к их сокращению с 60 партий несколько лет назад до 15 сегодня. Именно этому посвящены поправки в законодательство, по которым введен императивный мандат, запрет на политические блоки, запрет на переход в другую партию. То есть весь этот комплекс мер был направлен на то, чтобы исключить из политической жизни страны, исключить из выборного процесса целый ряд оппозиционных политиков.



Данила Гальперович: Владимир Рыжков объясняет свое негативное отношение к согласованию партийных списков с администрацией президента простыми соображениями: если исполнительная власть полностью контролирует состав будущего парламента, то это уже не выборы.



Владимир Рыжков: Выборы не являются выборами, если ограничен доступ на эти выборы и если нет равных условий для их участников. В России сегодня нет ни того, ни другого. Разумеется, нет никаких оснований говорить о равных условиях, потому что для равных условий требуется равный доступ в наиболее массовые СМИ, чего сегодня тоже нет. Поэтому то, что сейчас происходит в России, это как бы выборы, это имитация выборов. Впервые за всю постсоветскую историю столь широкий спектр политических сил не зарегистрирован. Впервые за всю постсоветскую историю введена такая монополия в СМИ. Впервые за всю постсоветскую историю так много политических сил фактически запрещены нынешними властями.



Данила Гальперович: По некоторым данным, отказались согласовывать с Кремлем свои списки только коммунисты, и эта партия будет лишь принимать от Кремля замечания по отдельным фигурам в своем предвыборном листе, а не согласовывать состав списка полностью. Впрочем, о факте каких-либо согласований ничего не известно председателю Центральной избирательной комиссии России Владимиру Чурову. Он говорит, что слышит о такой практике впервые.



Владимир Чуров: Законом это не предусмотрено. Каждая партия вольна делать со своими списками все, что хочет. К моей процедуре... когда эти списки поступают ко мне, нет этапа переноски их через Красную площадь и обратно. От меня никто никаких списков не требовал. Их, еще раз говорю, в природе нет у меня, ко мне они поступят после указа в соответствующие сроки. У меня график есть. Произойдет это не раньше октября.



Данила Гальперович: Но у Владимира Чурова к действиям Кремля отношение заведомо лояльное. Вот как председатель Центризбиркома формулирует так называемый «первый закон Чурова»…



Владимир Чуров: Путин всегда прав, потому что он всегда соблюдает закон. То есть я уверен в том, что наш президент никогда не совершит ничего противоправного, нарушающего закон и Конституцию Российской Федерации.



Данила Гальперович: Насколько партии чувствуют себя комфортно в создавшемся положении? На эту тему рассуждает эксперт Московского центра Карнеги Андрей Рябов...



Андрей Рябов: Самое главное, что большую часть этих партий, по крайней мере, внешне эта система на сегодняшний день устраивает или они не видят ничего такого, что могло бы ее сегодня заменить. И поэтому совершенно спокойно относятся ко всякого рода слухам о том, что одним уготовано 17%, другим - 8%, третьим - 10% и так далее, и тому подобное. Поэтому, наверное, мы, обычные граждане, наблюдатели, сегодня не видим особых признаков приближения парламентской избирательной кампании, как это было, например, летом 1995, 1999 или даже 2003 года.



Данила Гальперович: Если то, что говорит Андрей Рябов, справедливо, то получается, что партии сейчас совершенно разуверились в важности для себя самих избирателей, они совершенно не надеются на активность общества и убеждены, что место под политическим солнцем можно получить только от этого самого солнца. Действительно ли народу надоели партии? Нет, по мнению политолога, спрос в обществе на партийную активность есть.



Андрей Рябов: Но этот спрос не находит должной отдачи на политическом рынке, то есть те партии, которые выступают в качестве агентов этого рынка, не очень привлекательны для сегодняшних избирателей. А с другой стороны, попытка создания новой политической партии, особенно в нынешних условиях, когда это сопряжено с определенными ограничениями законодательного порядка, очень серьезными регистрационными барьерами, с одной стороны, а с другой стороны, что не менее, а может быть, и более важно, с очень большими трудностями в обретении независимого источника, относительно, конечно, условно независимого источника финансирования, это также затрудняет процесс создание новых политических институций. Видимо, публика российская в существенной степени устала от существующего политического предложения. Это как в маленьком провинциальном театре, когда одни и те же актеры играют одну и ту же пьесу на протяжении многих лет, и согласитесь, что уже через несколько лет желающих местных зрителей пригласить на этот спектакль становится с каждым годом все меньше и меньше.



Данила Гальперович: Таким образом, получается система, замкнутая сама на себя, и она действительно нуждается во множестве проверок - ведь любой сюрприз может привести к сбою.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG