Ссылки для упрощенного доступа

Петр Вайль: «День другой пионерии»


Сто лет назад, 29 июля 1907 года, возникло движение бойскаутов – то самое, которое нескольким поколениям российских людей знакомо в диковатой модификации "юные пионеры".


Скауты в России тоже были, но недолго – их эти самые пионеры и заменили. Русское бойскаутское движение эмигрировало вместе со своим основателем, штабс-капитаном лейб-гвардии стрелкового полка Олегом Ивановичем Пантюховым. В 80-е я бывал в скаутских лагерях в штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси, был знаком с сыном штабс-капитана – полковником американской армии Олегом Олеговичем Пантюховым. Насколько могу судить, ОРЮР – Организация российских юных разведчиков, как стали называться эмигрантские бойскауты – изначальные традиции поддерживала бережно. Чего не скажешь о юных пионерах, в которых я состоял с 9 до 14 лет. В кардинальном различии между скаутами и пионерами поучительно разобраться.


В детстве мои ровесники увлекались книгой Луи Буссенара "Капитан Сорви-голова" – о подвигах мальчишек-французов, сражавшихся в англо-бурской войне на стороне буров. Надо было вырасти, чтобы узнать, что и на стороне англичан были такие же мальчики, творившие чудеса храбрости, выполняя обязанности гонцов, сигнальщиков, разведчиков. Их действия произвели такое впечатление на полковника Роберта Баден-Пауэлла, что через пять лет после войны, в июле 1907-го, он организовал летний лагерь на британском острове Броунси. Тогда и возникло название "бойскатуы" ( boy scouts – мальчики-разведчики), и само движение, и его структура, и принципы.


В 1908 году вышла книга Баден-Пауэлла "Разведка для мальчиков". Основной ее посыл был недвусмысленным: живя на природе, осваивая мир в полной приключений игре, дети готовятся к мирной интересной и полной жизни, но ни в коем случае не к войне.


На всё наложила отпечаток англо-бурская война – первая современная война в истории: с концлагерями, с тактикой "выжженной земли", с применением калечащих пуль "дум-дум", с защитной формой хаки, пришедшей на смену цветастой униформе. Британская империя победила буров – странно, если было бы иначе, – но вчистую проиграла морально. Это была первая современная война и в том, что в боевых действиях приняло участие мировое общественное мнение – а оно, и в самой Британии тоже, было против империи.


На этом комплексе поражения и возникла скаутская идея. Игра – и только. Кто же знал, что через семь лет все начнется снова, и с невиданным размахом.


На том же плодотворном комплексе подхватили скаутизм в России. 30 апреля 1909 года в Павловском парке под Петербургом штабс-капитан Пантюхов устроил первый в России скаутский костер. Россия была на той же дистанции от русско-японской войны, что и Британия от англо-бурской. В своей войне Россия потерпела и военное, и моральное поражение. Идеи скаутизма прижились с удивительной быстротой. Книгу Баден-Пауэлла перевели на русский по инициативе императора.


В 1918-м русские скауты возродились за океаном. В 1919-м в России возникли пионеры – поросль победителей. Никаких необходимых для роста комплексов – ни поражения, ни вины. То-то у нас всё уходило в горн и барабан.


Когда поэту Жарову заказали гимн пионерии, он послушался совета Фурманова взять за основу что-нибудь известное и наткнулся на русскую версию марша солдат из "Фауста": "Башни, зубцами нам покоритесь. / Гордые девы, нам улыбнитесь!" Получилось славно: "Взвейтесь кострами, синие ночи, / Мы пионеры – дети рабочих". Ничего случайного не бывает: о чем там "Фауст"?


XS
SM
MD
LG