Ссылки для упрощенного доступа

В Махачкале взорван автомобиль заместителя муфтия Дагестана


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Муртазали Дугричилов.



Дмитрий Волчек : В четверг в Махачкале был взорван автомобиль заместителя муфтия Дагестана Курмагомеда Рамазанова. Рамазанов и его брат погибли, еще один человек с ожогами доставлен в больницу. Сегодня президент Дагестана Муху Алиев провел экстренное совещание с руководителями правоохранительных органов республики. Слово сотруднику северокавказской службы Радио Свобода Муртазали Дугричилову.



Муртазали Дугричилов : В то время, когда госдепартамент США, интересуясь религиозным противостоянием на Северном Кавказе, пригласил муфтиев Ингушетии Ису Хамхоева, Северной Осетии Мурата Тавказахова и Кабардино-Балкарии Анаса Пшихачева, в регионе продолжаются убийства высокопоставленных представителей официального духовенства. Не так давно был убит советник президента Ингушетии по религиозным вопросам Ваха Ведзижев. И вот - новое громкое убийство.


В четверг в Республике Дагестан праздновался День Конституции республики. Несколько тысяч милиционеров несли службу в режиме чрезвычайного положения. Несмотря на предпринятые беспрецедентные меры безопасности, ночью был взорван автомобиль заместителя муфтия Духовного управления Дагестана Курамагомеда Рамазанова.


21 августа 1998 года при аналогичных обстоятельствах был взорван муфтий республики Дагестан Сайгид Мухаммад-Хаджи Абубакаров. Представители оппозиционного Духовному управлению исламского джамаата, которых впоследствии стали называть ваххабитами, тогда публично осудили это убийство и заявили о своей непричастности к нему. Впоследствии, после того, как в республике так называемый «ваххабизм» законодательно был запрещен, оппозиционные официальному духовенству мусульмане стали брать на себя ответственность за ликвидацию представителей властей, правоохранительных органов и духовенства. Несмотря на эту тенденцию, власти настаивают на том, что в республике нет религиозного противостояния. В частности так заявил 19 марта сего года на встрече с делегацией Совета Муфтиев России, состоявшейся в Махачкале, президент Дагестана Муху Алиев. Убийство заместителя муфтия Дагестана - очередное опровержение данных доводов.


Многие наблюдатели, представители интеллигенции, рядовые граждане, особенно молодежь, причину эскалации конфликта усматривают в жесткой и непримиримой позиции представителей Духовного управления не только по отношению к салафитам, но и к тем, кто не разделяет каких-либо их взглядов. Достаточно привести в пример обструкцию профессора Нури Османова, запрет распространения Корана в его переводе на русский. Сам профессор Османов в интервью нашему радио не раз заявлял, что порою, позиция Духовного управления бывает более экстремистской, нежели позиция тех, кого они критикуют, и обвинял Духовное управление в стяжательстве и коммерциализации религии.


Другим провоцирующим фактором считается беспредел со стороны правоохранительных органов, «охотящихся» за ваххабитами. Напомним о таком случае. В феврале в Махачкале во дворе собственного дома был убит заместитель имама квартальной мечети Дагир Качаев. Незадолго до этого в результате конфликта, возникшего во время теологического спора между имамом и прихожанином, последний по наводке был увезен в районное отделение милиции, где скончался от удушья.


После такой «охоты», которую многие называют обыкновенным вымогательством, пропадает без вести много молодых людей. Возмущения митингующих родственников пропавших остаются при этом без внимания, а молчание и бездействие чиновников провоцирует на ответные действия. Многие в республике расценивают эти факты, как акции возмездия. Отдельные их проявления теперь сложились в тенденцию вооруженного противостояния.


При этом власти продолжают официально заявлять о том, что они поддерживают и будут поддерживать Духовное управление Дагестана, как «продолжателя традиционного для Дагестана ислама». Прискорбно, что стало традиционным такое кровавое противостояние.


XS
SM
MD
LG