Ссылки для упрощенного доступа

9 минут джаза №18. Колтрейн - между Монком и Майлзом


· Generique




ДС: - Добро пожаловать на свингующие частоты Свободы. В эфире и на Паутинке – «Девять минут джаза» и ваш ДС. Сегодня – вторая передача посвященная саксофонисту Джону Колтрейну. Трейн --- между Монком и Майлзом.



Epistrophy



ДС: - Это то, что в наши времена назвали бы пиратской записью. Жена Джона Колтрейна, Хуанита, Наима, в быту Нита, записала выступление квартета Теллониуса Монка в клубе Five Spot на любительский магнитофон с самым простым микрофоном. Представьте себе летнюю ночь на Баури-стрит в Нью-Йорке, молодую красавицу Наиму и крутящиеся бобины пленочного магнитофона. Микрофон берет все шумы подряд, но это почти что единственная запись квартета в Five Spot .



  • Epistrophy


ДС: - Epistrophy , пьеска Монка, он же за роялем. Трейн на теноре, Ахмед Абдул-Малик (его отец был родом из Судана) – контрабас и Рой Хэйнс – ударные…



В том же году, в ноябре, квартет, завоевавший сердца ньюйоркцев, дал концерт в престижном Карнеги-Холле. Как вы понимаете, качество ЭТОЙ записи резко отличается от предыдущей. Но именно так и складываются осколки мозаики джазовой истории…



  • Blue Monk



ДС: - Blue Monk , классика пианиста. Состав тот же, что и в Epistrophy , лишь на ударных вместо Хэйнса – Шэдоу Уилсон.


Осенью 55 года Трейн играет с Майлзом Дейвисом на фестивале в Ньюпорте и это выдвигает его на самую авансцену джаза. Трубач понимает весь гигантский потенциал Трейна, но отношения у них подпорчены тем, ч то Джон пристрастился к героину. Об этом позже.


Трейн возвращается в квинтет Майлза осенью 56, но в промежутке играет с Санни Роллинсом – тут влияние на Трейна явное.


Сотрудничество же с Теллониусом изменило его жизнь…



· Nutty



ДС: - Nutty, «С Приветом», «Безумный». Квартет Монка с Трейном на теноре, Карнеги-Холе. 29 ноября 57 года.


Итак конфликт Майлза и Трейна внешне базировался на том, что Джон постоянно опаздывал на концерты и репетиции. Иногда он просто засыпал на сцене. В ту эпоху Трейн крепко сидел на наркотиках, которые он «догонял» виски и водкой.


Трейн, как и Санни Роллинс, как многие трубачи и саксофонисты, страдал от сильной зубной боли, которую провоцировали мундштуки, и наркотики помогали ему боль снимать.


Наима (кстати, их «женил» целиком весь оркестр Майлза Дейвиса) помогла Трейну проснуться, скорее – очнуться. Он уехал домой к матери в Филадельфию и заперся в спальне. Он поручил Наиме давать ему лишь воду до тех пор, пока ломка не кончится и организм не очиститься.


Как пишет (один из его биографов) Джон Коул: «среди кошмара ломки он дотянулся до Бога. Трейн поклялся богу, что если тот поможет ему пройти сквозь боль очищения, он посвятит свою жизнь – духовному поиску».


И именно так оно и произошло. Музыка Трейна, положенная на слова или нет, стала молитвой. Вот отрывок из 28 минутной композиции-медитации «ОУМ»:



· ОМ



ДС: - «ОМ». В «Упанишадах» - ОУМ называется «всеобъемлющим, всемирным звуком». Но это отдельный разговор. Большой оркестр Джона Колтрейна, октябрь 65 года.



Время наше истекло и я прощаюсь с вами. Подкаст - все там же на Svobodanews. Ru . Чао! Ба-Бай!



XS
SM
MD
LG