Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Умер выдающийся кинорежиссер Микельаннджело Антониони


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Евгения Назарец.



Кирилл Кобрин : На 95-м году жизни скончался всемирноизвестный итальянский кинорежиссер Микеланджело Антониони . Он умер в своем доме в понедельник вечером. Антониони родился 29 сентября 1912 года в Феррари. В 1935 окончил Высшую школу экономики и коммерции Болонского университета. Работал в банке. В конце 30-х - начале 40-х годов был кинокритиком. Работать в кино начал ассистентом режиссера на знаменитом фильме Марселя Карне "Вечерние посетители". Среди самых известных картин Антониони "Ночь", "Затмение", "Красная пустыня", "Профессия: репортер", "Забрийски Пойнт" и, конечно же, классический фильм конца 60-х годов "Фотоувеличение". Антониони и ушедшего вчера другого киноклассика шведского режиссера Ингмара Бергмана вспоминает кинокритик Андрей Шемякин. С ним беседовал Мумин Шакиров.



Андрей Шемякин : Глубоко символично, что они ушли друг за другом - и Бергман, и Антониони. В принципе, они воплощали собой последних представителей того авторского кино, которое ставили вровень с литературой и философией, историей идей ХХ века. Без них, без их кинематографа эта история немыслима. Но было бы весьма опрометчиво полагать, что они не оставили наследников или последователей. Во-первых, сама идея авторского кино отнюдь не умерла. Авторское кино мутировало, мимикрировало и выживает, несмотря ни на что. Во-вторых, они говорили, прежде всего, о конце той культуры и того высказывания о культуре, о конце больших культурных тем, который, естественно, общепризнан. Это не значит, что кончилось само высказывание или сам тип такого высказывания. Но вот авторский кинематограф, который являет собой целый мир, отдельный от чего бы то ни было другого, скажем, он мейнстрима, или авангарда, или постмодерна, этот авторский кинематограф, безусловно, на довольно длительный период закончился. Как долго - покажет время.



Мумин Шакиров : Андрей, скажите, вот гении обычно редко дружат между собой, редко общаются. Если вспомнить Бергман долгие годы жил отшельником, Антониони, возможно, был более контактный, потому что он приезжал на какие-то фестивали, ему что-то вручали. На ваш взгляд, почему эти мастера редко общаются между собой? Им друг другу нечего сказать, или просто они не хотят быть конкурентами в одной медийной плоскости?



Андрей Шемякин : Замечательный вопрос. Я постараюсь ответить. Дело в том, что отшельничество Бергмана было глубоко полемическим. Он принципиально, после того как из Европы его выдавили, в частности, из Германии за неуплату налогов, он не то, чтобы затворился от мира, он сам себе мир. В то же время Бергман великолепно был знаком, например, и дружил с Феллини. И специально приехал в Италию, чтобы посмотреть материал фильма "Сатирикон", который Феллини тогда снимал в конце 60-х. Более того, если посмотреть фильмы Бергмана, то там заметны, безусловно, какие-то аллюзии, отсылки к другим великим мастерам, в частности, к Антониони.


Но дело не в конкуренции. Дело в том, что просто они думали параллельно над вещами, которыми интересовались. Например, проблема отчуждения. У Антониони она решалась одним образом, у Бергмана - другим. Антониони в последние годы был болен, и очень сильно нуждался в элементарной дружеской поддержке. Такую поддержку ему, например, оказывал Зендерс, который был с ним рядом. А Бергман, наоборот, был окружен людьми, но, прежде всего, это была его команда, его великие актеры, операторы, люди, с которыми он сотрудничал постоянно. Поэтому его трудно назвать отшельником. Тем более что фильмы, сделанные в клане Бергмана, шли по фестивалям. Но у каждого своя стратегия. Конечно, я думаю, что Бергмана в большей степени интересовал миф о самом себе, чем Антониони. Антониони был, скорее, символом авторского кино последние десятилетия, а Бергман показал, что он живой, и от него ждали еще нового и нового слова. Поэтому смерть Антониони - это огромная, но ожидаемая потеря, а смерть Бергмана все-таки не только огромное горе, но и неожиданность.



Мумин Шакиров : Чем вы объясняете тот факт, что эти люди работали и снимали свои картины, ставили спектакли до глубокой старости?



Андрей Шемякин : Что касается долгожительства, то таким же долгожителем был, например, Бюнюэль, который свою последнюю картину снял за два года до смерти. Я думаю, что долгожительство тех, о ком мы говорим, творческое долголетие, я бы сказал - это, прежде всего, особое отношение к жизни. Не устранение от нее, не ощущение того, что ты высказался и больше тебе нечего сказать. Если не всегда можно сделать фильм, то всегда есть, о чем подумать, написать. Скажем, Антониони-прозаик не менее значителен, чем Антониони-режиссер. О Бергмане и говорить нечего. Его сценарии - это полноценная литература. Но все же, я думаю, секрет их долголетия еще и в том, что они не стремились быть модными или актуальными. Они просто думали над временем и понимали его изменение, его течение, его пульсацию, его парадоксы. Когда время измельчало, они предпочли на время остановиться.




XS
SM
MD
LG