Ссылки для упрощенного доступа

Эдуард Шеварднадзе: "Книги я по дипломатии не читал"


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие бывший президент Грузии, бывший министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе.



Андрей Шароградский: Эдуард Шеварднадзе - бывший президент независимой Грузии, он занимал этот пост с 1995 года и по ноябрь 2003-го, и бывший министр иностранных дел СССР, он возглавлял советский МИД до конца 1990 года. Эдуард Шеварднадзе недавно дал большое интервью Радио Свобода. Сейчас с журналистами Шеварднадзе практически не общается. Поэтому его воспоминания о наиболее значительных событиях его собственной жизни наверняка будут интересны слушателям. Вот несколько фрагментов из интервью Эдуарда Шеварднадзе Радио Свобода.



Эдуард Шеварднадзе: Я не хочу долго рассказывать об истории. Когда Горбачев стал президентом, через два-три месяца уже позвонил мне, я был в Тбилиси. Я хочу предложить, говорит, приезжай и поговорим о серьезной должности, я завтра утром позвоню, скажу, что имеется в виду. На второй день он позвонил и говорит: тут договорились члены Политбюро, тебя хотим сделать министром иностранных дел Советского Союза. Я говорю: это не получится, потому что я в дипломатии ни черта не понимаю. Нет, давай приезжай, здесь поговорим. Генеральный секретарь есть генеральный секретарь. Я говорю: это приказ? Да, приказ. Приехал - уже заседает Политбюро. И к Горбачеву обращаются члены Политбюро: вы знаете, это Эдуарда Шеварднадзе, и, как мы вчера договорились, я предлагаю назначить его министром иностранных дел. Я там тоже стал возражать. Говорю: ничего не понимаю, что такое дипломатия вообще, книги я по дипломатии не читал. Нет-нет, говорит, ты работал в Грузии. И учтите, он говорит членам Политбюро, что работа в Грузии - это политическая работа, это сложнее, чем дипломатия.



- Незадолго до развала Советского Союза вы подали в отставку с поста министра иностранных дел СССР. Что это было? Желание покинуть корабль, чувствуя, что вот-вот он утонет или как?



Эдуард Шеварднадзе: Я имел точные данные, что готовится восстание против перестройки, против Горбачева. Пока не поздно… Они даже назвали, где они собираются, в том числе были военные. Я сказал и Горбачеву, и Ельцину, никто внимания не обращает. А я точно знаю, что через дня полтора-два эти заговорщики будут у Белого дома. Их много, вооруженные до зубов. Я выступил на сессии. Мое выступление, обычное выступление, мои помощники раздали депутатам. Я вышел на трибуну и сказал, что в моей жизни это будет самое короткое выступление: "Контрреволюция наступает, завтра-послезавтра они будут в Белом доме, и никто не знает, кто они такие. Я знаю, что они противники перестройки. Я выражаю протест против контрреволюции и в знак этого протеста подаю в отставку".



- Которая из этих ситуация была более напряженной - уйти с поста министра иностранных дел СССР или уйти с поста президента Грузии - для вас?



Эдуард Шеварднадзе: И то трудно, и это трудно, потому что я за пять-шесть месяцев объездил весь мир, удалось наладить отношения с американцами, с Рейганом восемь или десять раз встречался. Первая встреча была тяжелая, потом - обычные беседы, разговоры и так далее. Ну, после каждой встречи он устраивал закуску, сидели, и Рейган рассказывал анекдоты. Я ему говорю, что, господин президент, я не знаю другого человека, который знал бы такое количество анекдотов (некоторые из них 30-летней давности), вы никогда не повторяете один и тот же анекдот. Он задумался и позвал моего переводчика. Переводчик пришел и говорит, что Рейган сказал: для тебя информация, скажи Шеварднадзе, что было 20-30 лет тому назад - все помню, а что было вчера, уже ничего не помню. У него начиналась эта страшная болезнь. Потом я посетил его в Калифорнии, он не узнал, хотя более близкий знакомый говорил мне, что - не обижайтесь, он только меня узнает, и он потерял совсем память. А так выглядел - здоровый, высокий.



- Человек, которого в свое время вы сделали министром, чуть позже сделал вас бывшим президентом. Было ли это ошибкой Шеварднадзе? Саакашвили.



Эдуард Шеварднадзе: По своему желанию я ушел в отставку.



- Что изменили в вашей жизни эти события, эти перемены в Грузии?



Эдуард Шеварднадзе: Лично в моей жизни многое не изменилось, поскольку, вот видите, сегодня встречаюсь с вами, есть мои друзья, которые работают в охране, и я очень часто советуюсь... Написал книгу. Сейчас эта книга издана здесь, в России не издана, в России издана только одна часть.



- В вашей судьбе играли в какой-то мере роль два Михаила - Горбачев и Саакашвили. Как бы вы охарактеризовали этих людей?



Эдуард Шеварднадзе: Это трудно очень сравнить. Горбачева - лидер с огромным опытом. Когда его избрали генеральным секретарем, он уже был членом Политбюро, секретарем ЦК. А Саакашвили был, правда, министром юстиции, но короткое время. Потом он ушел в отставку и стал депутатом верховного совета парламента. Оба они хорошие, талантливые люди. Ну, Горбачев более опытный. Я считаю, что все, что происходило, это было закономерно, в том числе и отставка, и одна отставка, и вторая отставка. То, что я написал книгу, это тоже закономерно.



- Смену власти в Грузии называют "революцией роз".



Эдуард Шеварднадзе: С этим я не согласен, никакой революции не было. Это была добровольная отставка президента.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG