Ссылки для упрощенного доступа

Фильмы малоизвестных режиссеров представлены на фестивале в Локарно


Фестиваль в Локарно: зрители на Piazza Grande, где установлен проектор формата High Defenition
Фестиваль в Локарно: зрители на Piazza Grande, где установлен проектор формата High Defenition

В швейцарском городе Локарно открылся 60-й Международный кинофестиваль (International Film Festival Locarno). В Локарно работает кинокритик Андрей Плахов, я беседую с ним о программе фестиваля.


— Андрей, фестиваль юбилейный, я думаю, мы можем вспомнить всю славную его историю сейчас.
— Действительно, Локарнский фестиваль этого года — юбилейный, поэтому носит несколько ретроспективный характер, настраивает на исторический лад. На самом деле фестиваль в Локарно даже старше Каннского фестиваля, недавно встретившего свое 60-летие, потому что первые показы, которые можно считать преддверием Локарнского фестиваля, состоялись еще в начале Второй мировой войны, но не в Локарно, а в соседнем городу Лугано. Впоследствии было решено, что строить специальный кинотеатр в Лугано слишком дорого, и в 1946 году фестиваль открылся официально все-таки в Локарно. Именно эта дата обозначает начало этого крупного международного кинособытия, которое продолжается вот уже 60 лет и внесло очень много важных компонентов в развитие мирового кинематографа, открыло много новых имен. И вот сегодня об этом в Локарно, конечно, охотно вспоминают в связи с юбилеем.


— Андрей, я так понимаю, что будет несколько очень интересных ретроспектив, приуроченных к юбилею.
— Верно. Уже сегодня открылась ретроспектива под названием «Возвращение в Локарно», куда приглашены знаменитые ныне режиссеры, классики мирового кино, открытие которых состоялось именно в Локарно или карьере которых очень способствовал этот кинофестиваль. Открылась ретроспектива фильмом Марко Беллоккьо «Кулаки в кармане», который стал сенсацией фестиваля в Локарно 1965 года, получил одну из главных премий, и это стало поворотным пунктом в развитии всего итальянского кино. Фильм, который показывает кризис итальянской семьи и через кризис семьи — кризис общества, возникновение новых идей, предвестие молодежной революции 1968 года, все это с большой художественной силой, страстью воплощено в картине молодого, 25-летнего Марко Беллоккьо. И вот сегодня Марко Беллоккьо приехал в Локарно для того, чтобы показать свою картину и встретиться со своими коллегами, которые тоже оставили свой след в истории, как и кинематографа в целом, так и фестиваля в Локарно в частности. Среди них Иштван Сабо, Клод Шаброль и еще огромное количество знаменитостей. В каком-то смысле вот это собрание больших режиссеров современности должно даже конкурировать с тем собранием, которое произошло недавно на Каннском фестивале. Как известно, был создан фильм 33 режиссерами, посвященный истории Каннского фестиваля. Локарно тоже празднует свой юбилей, тоже снят фильм, посвященный этому юбилею. Но отмечается он немножко по-другому, именно тем, что приглашены кинематографисты, с которыми очень тесно связана история фестиваля, они собираются здесь показывать свои фильмы, участвовать в круглом столе.


— Андрей, есть еще одна интересная программа — "Дамы и дамы". Что это?
— Да, совершенно верно. Это название ретроспективы — парафраз знаменитого фильма Пьетро Джерми «Дамы и господа». «Дамы и дамы» означает, что в этой программе собраны только дамы, только прекрасные женщины, фемины, можно сказать, итальянского кино, начиная с Алида Валли, вот сегодня началась именно с представления ее эта ретроспектива, которая снялась еще в 1941 году, сыграла безутешную мать, потерявшую ребенка, который утонул в озере Комо, и кончая фильмами с Моникой Беллуччи, Джованна Меццоджорно, уже современными звездами итальянского кино. И вот таким образом вырисовывается огромная панорама итальянского кинематографа через призму именно женских образов, потому что эти образы тоже очень менялись, менялись типы актрис, начиная от Анны Маньяни, звезды неореализма, Джиды Лоллобриджиды, звезды так называемого «розового неореализма», Софии Лорен, Клаудиа Кардинале и вплоть до дальнейших воплощений этого же бессмертного типа темпераментной итальянской женщины, который создали Сильвана Мангано и Стефания Сандрелли, и можно продолжать бесконечно. Но все равно авторы ретроспективы должны были как-то себя ограничить и поэтому выбрали 19 фильмов, которые, на их вкус, наиболее ярко представляют вот это женское лицо итальянского кино.


— Это ретроспективы. А новые картины… Какие фильмы включены в конкурс?
— Это вопрос более сложный, поскольку почти все эти фильмы созданы или малоизвестными режиссерами, или режиссерами, которые... Ну, кое-кто из них известен, но в другом качестве. Например, Энтони Хопкинс представляет картину Slipstream, это его режиссерская работа. Естественно, все знают его, как знаменитого актера, и к этому фильму приковано внимание, но это, пожалуй, исключение. В основном имена малоизвестные. И это вполне понятно, потому что фестиваль в Локарно с самого начала и вплоть до сегодняшних дней сохраняет именно стремление открывать новые имена, а не эксплуатировать уже известные. Здесь было открыто очень много новых имен, включая Джима Джармуша, включая того же Иштвана Сабо, и включая многих и восточноевропейских, и российских кинематографистов. Ну, есть надежда, что и в этом году произойдут какие-то открытия. Я могу сказать только о фильме «Капитан Ахав» французского режиссера Филиппа Рамоса, чрезвычайно интересной картине, которую я успел посмотреть раньше. Но думаю, что будут и какие-то другие интересные работы, которых можно ждать от кинематографистов Аргентины, Испании, Италии, Швейцарии, Великобритании, Канады, Японии, Южной Кореи и, разумеется, Румынии, очень модной кинематографической страны. В локарнской программе — четыре румынских фильма.


— Но открыть новых российских режиссеров в этом году не удастся, потому что российских картин, насколько я понимаю, в конкурсе нет? Почему?
— Совершенно верно, и это довольно странно, поскольку все-таки российское кино сегодня имеет гораздо больше предложений, чем несколько лет назад. Даже несколько лет назад фестиваль в Локарно все-таки старался каким-то образом обозначить присутствие России на своей кинематографической карте. Конечно, это не всегда удавалось, но стремление такое было, здесь показывали, если не в конкурсе, то, например, на Пьяцца Гранде, что тоже очень почетно, в такой гала-программе фильм Павла Лунгина «Олигарх». Здесь несколько раньше побеждали такие картины, как «Барак» Валерия Огородникова, в свое время — «Случайный вальс» Светланы Проскуриной, фильмы Алексея Германа, Александра Сокурова. В прошлом году здесь был фильм «Многоточие» Андрея Эшпая. Но в этом году вот так получилось, что фильмов в конкурсе нет. Что еще более странно, их нет не только в конкурсе, но и вообще ни в одной программе фестиваля, даже в ретроспективных, хотя, наверное, можно было бы вспомнить и об этих успехах российских кинорежиссеров, и кого-то из них позвать. Единственное присутствие России обозначено фильмом, который называется «АЕС + Ф» и представляет собой экспериментальную работу, снятую на видео, известной группы художественных авангардистов «АЕС» и фотографа Владимира Фридкиса.


XS
SM
MD
LG