Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Буковский получил российский паспорт и готовится к поездке в Москву


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына.



Дмитрий Волчек: Скептики не верили, что живущий в Великобритании диссидент Владимир Буковский, объявивший о своем намерении участвовать в выборах президента России, получит новый паспорт и сможет приехать на родину. Однако сегодня в российском консульстве в Лондоне паспорт взамен прежнего, который истек в 1997 году, Буковскому был выдан. Буковский, депортированный из Советского Союза в 1996 году (его обменяли на Луиса Корвалана), имеет двойное гражданство – российское по указу Бориса Ельцина было возвращено ему в 1992 году. Владимир Буковский предвидит, что основные проблемы возникнут с регистрацией его кандидатуры на выборах. Вот что он рассказал лондонскому корреспонденту Свободы Наталье Голицыной.



Владимир Буковский: Я подал на продление паспорта. Паспорт у меня был, но он был очень просрочен, лет на 10 уже. Вся процедура заняла 10 минут, очень любезный консульский отдел, никаких препятствий не чинили, постарались все сделать быстро. И сказали, что позвонят. Вот позвонили и сказали, что паспорт готов. Он датирован 1 августа, то есть, значит, 19 дней делали. Это рекордный срок, они, вообще-то, могут и два месяца продлять, а тут они постарались и сделали быстро. И сегодня тоже все заняло несколько минут: пришел, расписался, получил паспорт.



Наталья Голицына: Скажите, а что случилось тогда, почему ваш паспорт был так просрочен? Он был ведь вам выдан еще при Ельцине.



Владимир Буковский: Да, он был выдан мне в 1992 году. Комиссия по гражданству приняла решение восстановить меня в российском гражданстве, которое я, между прочим, не терял. При обмене мне выдали советский паспорт, действительный на пять лет для проживания за границей, в 1976 году. В общем-то, меня гражданства никогда и не лишали формально. Но я, конечно, жил по английскому паспорту. В 1992 году решение комиссии по гражданству мне было восстановлено российское гражданство, и в том же году выдан паспорт. Я по нему в Россию съездил всего, по-моему, один раз, в 1993 году, когда меня Ельцин попросил помочь с референдумом, в апреле. Но в конце 1993 года приняли новую Конституцию, которая мне ужасно не понравилась. Я пытался даже отказаться от российского гражданства, но процедуры выхода из гражданства не было. Я говорил с тогдашним послом российским Панкиным, здесь, в Лондоне, и он говорит: "Если вы мне отдадите свой паспорт, он будет так же точно лежать у меня в столе. Процедура не разработана выхода из гражданства". И так вот он у меня залежался, я им не пользовался, в Россию больше не ездил. Только в связи с этой новой ситуацией, с выдвижением, с кампанией, поскольку мне надо все-таки теперь ездить в Россию, я пошел и продлил.



Наталья Голицына: Но теперь, когда вы получили российское гражданство, все препятствия для того, чтобы вы были полноценным кандидатом в президенты, устранены?



Владимир Буковский: Нет, ну, что вы, это только первое и самое незначительное препятствие. Там, например, есть новое законодательство, недавно сравнительно введенное, которое запрещает людям с двойным гражданством избираться на какую-либо выборную должность. Этот, правда, оспорен новый закон в Конституционном суде, и Конституционный суд принял дело к рассмотрению. Это оспорено было не мною, это еще до того, как возникло мое выдвижение, оспорено было людьми, которые в свое время пытались избираться в Думу.


Есть другое препятствие – толкование статьи 81-ой Конституции. Она действительно неясная. Я нашел ее в Интернете, долго смотрел, читал. Так сказано о необходимости проживания десяти лет в Российской Федерации. Во-первых, непонятно, до которого 10 лет. Так-то я прожил 34 года там, в Советском Союзе. Имеется в виду вообще или непосредственно перед выдвижением, - из текста закона неясно. Во-вторых, в Российской Федерации никто не мог проживать, и Ельцин в 1996 году, когда он избирался, проживал в Российской Федерации только пять лет. Лебедь вообще год проживал, вернулся из Молдовы. Да и Путин даже десяти лет не проживал, не получается у него, он был в Германии. В 1991 году возникла Российская Федерация, ее не было до этого. Так и в общем этот закон очень странный.



Наталья Голицына: Скажите, а вот если все-таки это будет препятствием – ваше британское гражданство, как вы поступите? Согласны ли вы поступиться британским гражданством?



Владимир Буковский: Это безобразная постановка вопроса. Почему должно ущемляться право российских граждан только потому, что они в силу не своей, кстати говоря, вины… Если помните, меня в наручниках вывезли из Советского Союза, я не просился. Я не понимаю, огромное количество есть людей в мире, которые имеют двойное гражданство и избираются в президенты. У президента Литвы на настоящий момент американское гражданство. Мой хороший приятель Радек Сикорский, бывший министр обороны Польши, у него двойное гражданство – английское и польское. И никому это препятствием не оказывалось. Почему в России это должно быть, что это за странности такие?



Наталья Голицына: И теперь что вы намерены сделать? Вы, понятно, поедете в Россию. Когда вы намерены туда ехать?



Владимир Буковский: Ну, где-то осенью, я полагаю. Надо все подготовить, у меня еще свои здесь дела есть, мне еще в Польшу надо уехать, у меня там книжка выходит. То есть я думаю, что по-хорошему, если все это подготовить, то в конце сентября, может быть, в начале октября. Еще я должен это как-то синхронизировать с остальными лидерами оппозиции, я с ними посоветуюсь, не готовят ли они каких-то больших митингов, собраний, чтобы подгадать мой приезд к этим событиям. То есть это все нужно синхронизировать, обдумать, подготовить и приехать.



Наталья Голицына: А как вы рассматриваете свои шансы?



Владимир Буковский: Самый главный мой шанс – это помочь оппозиции себя восстановить и структурировать. Это шанс для оппозиции. Не столько для меня шанс, а это для них хорошая ситуация, которая заявила предвыборную как бы сцену. В такой скучной и апатичной ситуации возникает довольно живая почти что борьба, и это, конечно, привлекает больше людей и, можно надеяться, вовлечет в процесс избирательной кампании больше людей, чем обычно. В этом весь вопрос, что в конечном итоге нынешняя власть ее никогда не отдаст, это я не сомневаюсь. Эти люди будут стрелять. Это вам не 1991 год, когда речь шла о какой-то надоевшей идеологии. Сегодня они борются за собственные деньги, за огромные деньги, которые они прикарманивают, миллиарды. А кто же миллиарды отдаст? Поэтому я шансы свои рассматривают совсем в другом плане. Не в плане того, что меня изберут, а в том, чтобы этой кампанией помочь оппозиции встать на ноги.



Наталья Голицына: С лидерами каких оппозиционных партий вы согласились бы сотрудничать и кооперироваться?



Владимир Буковский: Я, в принципе, в хороших отношениях с большинством из них, у меня плохих отношений ни с кем нет. Я и Явлинского знаю, еще по 1991 году, и у нас с ним никаких ссор никогда не было. И с Каспаровым мы старинные друзья. Я не знаю Геращенко, Касьянова, я с ними не знаком. Но, в принципе, думаю, что мы все цивилизованные люди, сядем и договоримся, обсудим, кому удобнее, кому выгоднее, кого больше поддерживают и так далее. Я не рвусь обязательно добиваться до последнего момента, я готов помочь тем, у кого лучше шанс.



Наталья Голицына: Предвыборная кампания требует огромных финансовых средств. Как вы решаете эту проблему?



Владимир Буковский: У меня уже открылся сайт, на сайте будет вывешен счет в банке и предложения пожертвований. Пожалуйста, желающие могут пожертвовать на этот счет деньги.



Наталья Голицына: В российском банке или в британском?



Владимир Буковский: Нельзя же ввозить на избирательные цели, нельзя использовать деньги из-за границы. Они же еще такой закон ввели. Обложили со всех сторон, чтобы уж никак люди не могли ничего сделать, никакая оппозиция никогда шансов не имела. Так что, конечно, это счет в банке, который работает на территории России. Это может быть и иностранный банк, но он оперирует на территории России, у него счет там. Так что не происходит ввоза денег из-за границы, вот в чем смысл закона.



Наталья Голицына: Могли бы вы представить, когда вас меняли на Корвалана, что вы будете въезжать в Россию через много лет в качестве кандидата в президенты России?



Владимир Буковский: Тогда нет, а позже это уже стало реально. В 1991 году, как мне говорили, я рассматривался как возможный потенциальный кандидат в вице-президенты. Это мне говорил, по-моему, Немцов… я забыл кто. Или Старовойтова. Хотя она тоже была в этом списке. А до падения Советского Союза, конечно, об этом никто и не думал, и такой процедуры не было.



Наталья Голицына: Пока инициативная группа, которая занималась выдвижением вас в кандидаты в президенты России, очень незначительна по числу. Намерены ли вы расширять свой избирательный штаб?



Владимир Буковский: Да, конечно, и расширение идет все время. Все время появляются новые поддерживающие, и на моем сайте они цитируются. Все время растет число. Будут, конечно, и региональные штабы, уже есть заявки на региональные штабы. Но, понимаете, вести кампанию по российским законам нельзя, если кандидат не зарегистрирован. То есть мы сейчас развернем эту всю структуру и региональные отстроим структуры и так далее, все это мы делаем, но все в конечном итоге упрется в регистрацию.



Наталья Голицына: А в чем же здесь проблема, почему вы считаете, что для вас зарегистрироваться будет сложно?



Владимир Буковский: Я же вам перечислил уже две легальные проблемы – одна связана с двойным гражданством, а другая – с 81-й статьей. И то и другое будет зависеть от толкования Конституционного суда. И заранее предсказать, как Конституционный суд это истолкует, я вам не берусь. И потом, мы же с вами знаем, что избирком сегодня довольно нагло себя ведет в России. Вот они не зарегистрировали "Яблоко" в Питере, совершенно незаконно, объявив подписи, собранные там, фальшивыми. Хотя люди приходили с паспортами и говорили: "Это моя подпись! Я подписал", а они все равно – "фальшивая". То есть они довольно произвольно это теперь делают, поскольку нет в стране юридической, судебной гарантии прав. Суды у нас перестали быть хоть сколько-нибудь независимыми. Вот ровно поэтому полагаться на то, что сделает избирком, рассчитывать, что они поступят по закону, очень трудно.



Наталья Голицына: Владимир Константинович, вы уже очень много лет живете в Британии, вдали от России. Как вы полагаете, вам трудно будет вникнуть быстро в российские проблемы или вам они уже все знакомы?



Владимир Буковский: Проблемы в основном мне знакомы. Сегодня страна открытия, в отличие от того, что было в советские времена. Сегодня очень детальную информацию можно получить в Интернете по любому локальному вопросу, проблеме и так далее. У меня был уже такой опыт, в 1991 году я вернулся первый раз за 15 лет на территорию РСФСР тогда еще, и эти 15 лет не были большим препятствием. Я тогда провел всего 5 дней в Москве и за эти 5 дней мгновенно вошел в курс дела, познакомился со всеми, кто был в то время активен, наладил отношения. Это не так уж и сложно на самом деле. Это не бином Ньютона.



Наталья Голицына: Тем не менее, давайте помечтаем, а если вы все-таки станете кандидатом в президенты и победите, какой будет первый указ, который вы подпишете?



Владимир Буковский: Там есть целый ряд вещей, которые назрели и всем понятны, которые нужно немедленно воплощать. Скажем, прекращение войны на Северном Кавказе – это делать надо немедленно. Там понаделали законов, которые совершенно немыслимые, антидемократические законы, и нужно, наоборот, их сменить, сделать более широким федеративное устройство. Дать гораздо больше полномочий местному самоуправлению, вернуть избранность местного самоуправления. Нужно думать о том, как опять суды сделать более независимыми, самостоятельными и не подвластными администрации и правительству. Очень много, это бесконечно.


XS
SM
MD
LG