Ссылки для упрощенного доступа

Правозащитники пытаются разобраться в деле о помещении в психиатрическую лечебницу журналистки Ларисы Арап


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Дмитрий Волчек: Сегодня из Мурманска вернулась делегация правозащитников, которые пытались разобраться в деле о принудительном помещении в психиатрическую лечебницу активистки "Объединенного гражданского фронта" Ларисы Арап. Коллеги Арап утверждают, что она пострадала за публикацию в местной оппозиционной газете, описывающей ужасы пребывания в психиатрической больнице. После того как случай с Ларисой Арап получил широкую огласку, власти Мурманска развернули информационную кампанию в свою защиту. На подконтрольных администрации сайтах появились репортажи, главная цель которых – доказать, что Лариса Арап действительно нездорова, а оппозиция использует ее болезнь в политических целях.



Марьяна Торочешникова: Правозащитники во главе с президентом Гражданской комиссии по правам человека Романом Чорным, так и не смогли добиться разрешения на общение с Ларисой Арап. Врачи, сказали, что она не хочет разговаривать. И все же, комитет по здравоохранению Мурманской области организовал брифинг в стенах психиатрической лечебницы, расположенной в городе Апатиты. Журналистов поводили по больнице, показали пищеблок, процедурные кабинеты, а потом - цитирую с сайта областной администрации - «с официального разрешения Арап журналисты были проинформированы о состоянии ее здоровья, им были представлены документы, на основании которых проводилась госпитализация». Эти документы, по мнению президента Гражданской комиссии по правам человека Романа Чорного, только подтвердили подозрения правозащитников о незаконности лечения Ларисы Арап в психиатрической больнице.



Роман Чорный: Самым таким неприятным моментом было то, что никому из присутствующих не дали пообщаться с Ларисой Арап, сославшись на то, что якобы она не желает общаться с правозащитниками, журналистами. Честно говоря, это вызвало у меня, скажем так, некоторые сомнения. Во всяком случае, были некоторые детали уточнены, которые стали известны. Первое, Лариса Ивановна Арап была госпитализирована в психиатрическую больницу вечером 5 июля, и 6 июля она была уже в психиатрической больнице. Решение о ее недобровольной госпитализации было вынесено 18 июля, то есть в законе о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан Российской Федерации о ее оказании говорится о том, что в течение пяти дней должно быть вынесено судебное решение. Этот срок был нарушен. Следующая составляющая, обратился с ходатайством о том, чтобы была дана санкция судом на недобровольную госпитализацию Ларисы Ивановны Арап, Мурманский областной психиатрический диспансер со стационаром, и суд вынес это решение. Однако вскоре после этого Лариса Ивановна была перемещена в психиатрическую больницу города Апатиты, и никакого судебного решения о том, чтобы ее перевести в это учебное учреждение, не было. Это серьезное нарушение прав Ларисы Арап, и юридических оснований для нахождения недобровольного сейчас в психиатрической больнице в городе Апатиты нет.



Марьяна Торочешникова: История Ларисы Арап стала известна во многом благодаря ее соратникам из мурманского отделения «Объединенного гражданского фронта». Здесь убеждены: поводом для назначения принудительного психиатрического лечения стала статья под названием «Дурдом», опубликованная в мурманском выпуске газеты «Марш несогласных». В ней, отвечая на вопросы журналиста, Лариса Арап рассказала о «методах лечения» в областной психиатрической больнице, граничащих, по ее убеждению, с пытками. Рассказ был основан на личных впечатлениях. В 2004 году Арап провела в клинике 26 дней. По словам главврача Мурманской областной психиатрической больницы Евгения Зелина, тогда, в 2004 году, Лариса Арап обратилась к психиатру по инициативе мужа. Его, говорит главврач, обеспокоило, что супруга подозрительно тревожна, потеряла сон. По окончании курса лечения женщину выписали.


И вот 5 июля уже этого года Арап снова на приеме у психиатра Марины Рекеш в поликлинике североморской больницы, проходит медкомиссию для получения водительского удостоверения. На пресс-конференции Рекеш рассказала, что на приеме Лариса Арап была очень возбуждена, кричала, что ее преследуют. Говорит президент Гражданской комиссии по правам человека Роман Чорный.



Роман Чорный: Говорилось, что якобы Лариса Ивановна, когда пришла в кабинет к врачу-психиатру за справкой, когда та отказалась ей дать справку, то она стала вести себя возбужденно, кричала и пыталась срывать якобы занавески в кабинете. Такая ситуация представляется притянутой за уши, но мы, к сожалению, реально подтвердить или опровергнуть ее не можем, потому что там присутствовала только сама Лариса Ивановна, врач-психиатр и медсестра, которая непосредственно работает с этим психиатром, и понятно, что она, скорее всего, будет поддерживать эту же точку зрения.



Марьяна Торочешникова: Тем не менее, по версии врачей, психиатр Рекеш оценили состояние Ларисы Арап как опасное для самой пациентки и окружающих ее людей, а потому вызвала наряд милиции, который и доставил женщину в Мурманский психдиспансер.


У активистов мурманского отделения «Объединенного гражданского фронта» своя версия. Говорит руководитель отделения Елена Васильева.



Елена Васильева: Она прошла абсолютно всех врачей. К тому же за месяц до этого она проходила аналогичную комиссию, то есть проблем не было. Психиатр вспомнил ее сразу и сказал: «А, вы та женщина, которая писала эту статью в газете?» Она говорит: «Да». – «Вы подождите за дверью». В результате, пока она ждала за дверью, она позвонила своему риэлтору, потому что занималась обменом квартиры, она позвонила мне. В это время врач-психиатр вызвал «скорую помощь» и вызвал милицию.



Марьяна Торочешникова: От дополнительных комментариев по делу Арап воздерживается как руководство клиники, так и начальство из областной администрации...



Аркадий Рубин: Я думаю, что достаточно информации на портале администрации области. Больше вам никаких комментариев давать не могу.



Марьяна Торочешникова: Сказал заместитель руководителя мурманского областного комитета здравоохранения Аркадий Рубин. На сайте администрации Мурманской области его мнение по делу Арап изложено более развернуто: «Цинично и безнравственно выглядят попытки отдельных политиканов организовать свой личный пиар, используя болезненное состояние человека».


Правозащитное сообщество, узнавшее об истории активистки объединенного гражданского фронта Ларисы Арап лишь в конце июля, уже выступило с рядом заявлений, указывающих преимущественно на недопустимость применения карательной психиатрии к инакомыслящим. Так, заместитель директора отдела Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии Рейчел Денбер заявила в интервью «Интерфаксу»: «Это принудительное помещение в психиатрическую больницу. Очень напоминает старые методы. Это не годится для современной России, неприемлемо для правового государства».


По словам президента Гражданской комиссии по правам человека Романа Чорного и в новейшей истории России известны случаи применения принудительного лечения к инакомыслящим. Однако он, считая права Ларисы Арап нарушенными, не склонен искать политическую подоплеку в ее деле.



Роман Чорный: По моему мнению, эта ситуация имеет место быть, когда людей за убеждения или за высказывания помещают в психиатрические больницы. Я могу сказать о случае Евгения Новожилова, краснодарского журналиста, который в начале 2000-х годов помещался в психиатрическую больницу за свою критику войны в Чечне. Также это случай Андрея Новикова из города Рыбинска под Ярославлем, который сейчас находится на принудительном лечении в психиатрической больнице, - его обвинили в том, что он написал два письма экстремистского содержания, направил их в средства массовой информации. Однако эти письма даже не были опубликованы. Кроме того, сайт Фонда защиты гласности также отмечает еще несколько случаев преследований журналистов с использованием психиатрии.


Я сейчас ни в коем случае не могу увязать случай Ларисы Ивановны... что это политические преследования, но определенно, по моему глубокому убеждению, из того, что я вижу, Лариса Ивановна была помещена в психиатрическую больницу с серьезным нарушением ее прав. Я также не услышал на брифинге, на пресс-конференции каких-то серьезных обоснований того, что Лариса Ивановна была опасна для себя и для окружающих в момент ее госпитализации, этого тоже не было. Поэтому этот случай, как мне представляется, должен по-прежнему находиться в поле зрения правозащитников с тем, чтобы прокуратура Мурманской области предприняла все действия в защиту Ларисы Ивановны. И, в конце концов, по моему глубокому убеждению, Лариса Ивановна должна быть освобождена.



Марьяна Торочешникова: А пока правозащитники добиваются прокурорской проверки по делу Ларисы Арап (соответствующие письма направлены заместителю генпрокурора по Северо-Западному федеральному округу), мурманский областной комитет по здравоохранению инициирует другую проверку, считая, что (цитата с сайта администрации) «распространение клеветнической информации, в том числе и активистами оппозиционной организации, должно получить оценку административных и правоохранительных органов».


XS
SM
MD
LG