Ссылки для упрощенного доступа

Вынесен приговор убийцам студента Тимура Качаравы


Программу ведет Александр Гостев . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская .



Александр Гостев : Сегодня суд в Петербурге определил меру наказания обвиняемым по делу об убийстве активиста антифашистского движения студента Тимура Качаравы и нападении на его друга Максима Згибая. 12 лет колонии строго режима получил Александр Шабалин, признанный виновным в убийстве. Еще шестеро подсудимых приговорены к лишению свободы на сроки от 2 до 3 лет по обвинению в разжигании национальной ненависти. Трое из них наказаны условно. Ранее обвинительный приговор всем семерым вынес суд присяжных. Нападение, напомню, было совершено в ноябре 2005 года. Тимур Качарава скончался от ножевых ранений, а Максим Згибая был госпитализирован в тяжелом состоянии. Корреспондент Радио Свобода в Петербурге Татьяна Вольтская только что побеседовала с адвокатом потерпевшей стороны Ольгой Цейтлин.



Ольга Цейтлина : Шабалину дали 12 лет строгого режима. Это тому, кому вменялось "убийство в эксцессе исполнителя". Но проблема в том, что потерпевшая сторона считает, что преступление было неправильно квалифицировано. Поскольку это не эксцесс исполнителя, а убийство по предварительному сговору в группе лиц. Но при направлении дела в суд была произведена переквалификация. Поэтому ни суд, ни присяжные, ни прокуратура, ни мы не могли расширить объем обвинения. Вменяется убийство только одному - он виновен, присяжные сказали, в совершении убийства. Мера наказания - 12 лет колонии строгого режима. Остальным у нас осталась только статья - "Разжигание ненависти и вражды", то есть по сути дела доказано, что Тимур убит за свои убеждения. Но поскольку это преступление не относится к категории тяжких, сроки здесь минимальные: Московкин - 3 года, Поносков - 2 года, Головлев - 2 года, остальным (Кушаков, Семенов, Евремов), которые в момент совершения преступления были несовершеннолетними, 3 года условно. По сути дела, при обвинительном вердикте присяжных, которые говорят, что виновны все, у нас получают минимальные сроки, поскольку убийство не вменяется им, а вменяется только одному.


Парадокс в том, что у нас существует организатор, руководитель, вдохновитель идейный этого преступления, который находится в розыске, на свободе. Ему вменяется "убийство в группе лиц по предварительному сговору". Наш вопрос - где же эта группу? С кем в группе, если Шабалину вменялось только "эксцесс исполнителя"? У органов предварительного следствия есть еще кандидаты на то, чтобы составить группу вдохновителю и организатору? Вот в чем вопрос.



Татьяна Вольтская : Я спрашивала у многих правозащитников, они говорят, что это уже такая тенденция.



Ольга Цейтлина : Конечно, это практика вменения. Поскольку нам легче сказать, нашим правоохранительным органам, что это всего эксцесс исполнителя. Зачем вменять и говорить, что у нас есть организованный фашизм и убийства на этой почве? Легче вменить только одному эксцесс исполнителя, психу-несовершеннолетки, а все остальные паровозом. Это тенденция. Это во всех делах притом, что по сути дела дело было расследовано, виновные были задержаны. И вменялось им первоначально "соучастие в убийстве". Когда дело приходит в суд, идет переквалификация. Конечно, парадокс в том, что главному исполнителю и организатору вменяют "убийство в группе" лиц, а Шабалину даже не вменяется "в группе лиц неустановленным лицом", вменяется просто "эксцесс исполнителя".




XS
SM
MD
LG