Ссылки для упрощенного доступа

Государство открывает закрома «правильным» общественникам


Президент протянул полезным НПО длинный рубль. Установочное заседание Общественной палаты
Президент протянул полезным НПО длинный рубль. Установочное заседание Общественной палаты


Российские неправительственные организации могут рассчитывать на материальную помощь государства: им снова предлагается принять участие в конкурсах на получение грантов. Полученные деньги можно использовать на самые разные цели: от проведения социологических исследований до пропаганды здорового образа жизни. Оценивать заявки на гранты будут именитые члены Общественной палаты. В прошлом году списки конкурсантов просматривал лично Владимир Путин. Нынче организаторы конкурса обещают избавить президента от этой обременительной миссии.


Как оформить заявку на участие в конкурсе, можно узнать на сайте Института общественного проектирования. Попытать счастье могут практически все общественные организации, даже если их проекты уже финансируются из других источников.


С самого начала подразумевалось, что это станет российским ответом Западу. Многие неправительственные организации финансируются зарубежными фондами. Государство решило исправить это положение. На проекты в области социологии, культуры, защиты прав человека, пропаганды здорового образа жизни, поддержки малоимущих россиян и молодежных организаций выделяется более 1 миллиарда рублей.


Член Общественной палаты известный кардиолог Лео Бокерия будет рассматривать заявки от организаций, которые хотят пропагандировать здоровый образ жизни среди россиян (на это выделяется 150 миллионов рублей): «Тема очень актуальная для нашей страны, с экологией у нас неважно. Другая сторона вопроса - резкое сокращение населения и очень высокий процент заболеваемости. Достаточно сказать, например, что сердечно-сосудистыми заболеваниями у нас болеют почти 23 миллиона человек, смертность от них составляет 56,4%».


Шахматист Анатолий Карпов (он возглавляет фонд подготовки кадрового резерва «Государственный клуб») будет рассматривать заявки от организаций, желающих участвовать в проектах по государственному строительству: «Были нарекания, что государство пытается наложить руку и каким-то образом завоевать общественные организации. Мне кажется, все это было отмечено без конкретного знания дел, как развивается народная демократия в мире и как развиваются общественные организации».


Воронежец Андрей Юров, возглавляющий международное молодежное правозащитное движение, на получение гранта не надеется. Он считает, что деятельность его организации не получит поддержки у членов Общественной палаты и кураторов конкурса из администрации президента. Но саму идею государственного финансирования неправительственных организаций он считает правильной:


- В очень многих странах из государственного бюджета и через парламентские фонды финансируются гражданские организации, в том числе правозащитные. Если взять как пример Германию, то там очень часто деньги получают достаточно оппозиционные и даже радикальные молодежные организации. Они постоянно критикуют власть и, тем не менее, получают деньги из государственного бюджета. Там это просто нормально.


- Почему вы не будете бороться за грант? Вам деньги не нужны?


- Деньги нам нужны, безусловно. Получение подобного гранта могло бы избавить нас от бесконечных обвинений, что мы живем на западные деньги. Но мы можем просить деньги (это наш принцип) только на то, что нам действительно важно. Не на то, под что дают, а на то, чем мы занимаемся. Сейчас мы занимаемся прежде всего защитой фундаментальных гражданских политических прав. Мне почему-то кажется, что эта тема вряд ли будет востребована. Я не сомневаюсь, что другие правозащитные организации, которые занимаются более безопасными темами, например, защитой прав ВИЧ-инфицированных и детей, смогут воспользоваться этим фондом.


Наш собеседник напоминает, как возникла идея конкурса для неправительственных организаций:


- Разговоры о том, что государство должно каким-то образом финансировать гражданское общество, ходили давно. Еще два года назад я писал, что все организации в нашей стране, видимо, будут поделены на три составляющие - на барашков, то есть на правильных, которые войдут во всякие общественные палаты, и будут всячески финансироваться; на козлищ, которых надо будет уничтожать, как вредоносных, занимающихся неправильными делами; и на неких мутантов, которых оставят ради демонстрации западному миру, что у нас тоже есть демократия - вроде Московской Хельсинкской группы. Мне кажется, что эта тенденция к жесткому разделению продолжается. В этом смысле государственное финансирование полностью укладывается в концепцию государственного регулирования гражданского сектора.


- А куда вы причисляете свою организацию?


- До поры до времени причислял к мутантам. Я думал, что нас оставят, потому что мы большая экзотика. Это же очень забавно - международная правозащитная организация со штаб-квартирой в провинциальном городе. У нас 22 страны есть. Но сейчас я понял, что, видимо, ошибся. Потому что буквально на днях одно из наших юрлиц (как раз международное молодежное правозащитное движение со штаб-квартирой в Нижнем Новгороде) было закрыто абсолютно беззаконно. Я ошибся. Мы все-таки относимся к козлищам.


- Кто выделяет вам деньги?


- Сейчас это в основном частные фонды, международные и европейские структуры - Совет Европы, Еврокомиссия. У нас уже есть и немало пожертвований, в том числе и частные пожертвования.


- Если бы Владимир Путин решил выдать вам какую-то сумму на вашу деятельность, вы бы взяли?


- Возможно, я получу проклятие правозащитников более стойких, чем я, но думаю, что мы бы взяли - если бы не было никаких условий. Мы занимаемся прежде всего просвещением населения, как бороться за собственные права и как дрессировать власть - не во время выборов, а всегда, каждый день. Не свергать власть (мы в этом смысле не революционеры и не оранжисты), а дрессировать ее, то есть делать ее более человечной и повернутой лицом к гражданам. Если бы это было поддержано президентским фондом без всяких условий, то мы бы взяли эти деньги.


XS
SM
MD
LG