Ссылки для упрощенного доступа

Резонирует ли белорусско-российский газовый конфликт на простых обывателях


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Минске Игорь Карней.



Дмитрий Морозов: Резонирует ли белорусско-российский газовый конфликт на простых обывателях? Отражается ли он на россиянах, которые в массе своей с симпатией относятся к Белоруссии и к белорусскому руководству, а также на белорусах, которые правду о «газовой войне» получают в основном из официальных источников? На эти вопросы наш корреспондент Игорь Карней попросил ответить эксперта в энергетических проблемах, политолога Валентина Мацкевича, который к тому же много лет проработал в Министерстве энергетики Белоруссии.



Валентин Мацкевич: Безусловно, когда слушаешь российские передачи и белорусские, честно говоря, как бы это не воспринималось отрицательно, я радуюсь всему этому процессу. Я радуюсь, что простые белорусские граждане, простые пенсионеры повышают свое национальное самосознание. Это как раз является большей гарантией того, что мы лучше можем сохранить свою независимость и отстаивать ее. Поэтому с политической точки зрения это имеет очень положительный эффект. И Лукашенко в этом отношении также работает в положительном для Белоруссии направлении. Как бы парадоксально это не звучало, но именно таким путем, в некотором смысле путем отрицания, но происходит процесс образования народа.


Что касается россиян, то, может быть, и они кое-что поймут из этого конфликта. Возможно, сейчас им Лукашенко и симпатичен, но они наконец-то поймут, что белорусы – это абсолютная противоположность по характеру, по большинству других качеств русскому человеку. Это совершенно другой народ, совершенно другая нация. И если до них это дойдет через все эти кризисы, это будет проявлением положительных моментов этого конфликта. Пусть вот таким каверзным способом.



Игорь Карней: На фоне всех этих энергетических конфликтов каким вы видите будущее так называемого Союзного государства?



Валентин Мацкевич: Несколько лет назад уже говорили о том, что Союзный договор в связи с такой позицией каждой из сторон, такими взаимоотношениями лежит практически мертвый. Я не считаю, что ситуация каким-то образом изменилась. Я думаю, что она изменилась только в том смысле, что уже никто окончательно не понимает, что делать дальше. Единственное, что я не знаю тех требований, которые формулируются в период обсуждения выхода из кризиса, платежей за газ во время посещений Москвы нашими чиновниками. Но думаю, что одним из вопросов там это обсуждаться может. Так как кризис создан Россией (поскольку «Газпром» можно считать проводником позиций правительства и президента России), то, я так понимаю, речь идет о российском ультиматуме и последующей реанимации договора. О том, чтобы эти документы были возвращены на стол и рассматривались. Это вызывает у меня очень сильную обеспокоенность. Но при этом одно скажу: не думаю, что каким-то образом эта цель может быть достигнута. Несмотря на всю тяжесть и сложность положения, не смотря на ту яму, в которой мы оказались.


Справедливости ради нужно сказать, что в яме мы благодаря именно политике прежней России, которая поддерживала Лукашенко во всех его диктаторских начинаниях. Это Россия создала, мы считаем, Лукашенко. Это Россия поддержала его, и этой поддержкой он полностью воспользовался, даже более чем на сто процентов.


XS
SM
MD
LG