Ссылки для упрощенного доступа

Коба Ликликадзе: "Пока доказательства грузинской стороны не удовлетворяют международных наблюдателей"


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие тбилисский военный эксперт, обозреватель грузинской службы Радио Свобода Коба Ликликадзе.



Андрей Шарый: Тбилисский военный эксперт, обозреватель грузинской службы Радио Свобода Коба Ликликадзе не верит в том, что совместная российско-грузинская экспертиза завершится выводами, с которыми согласились бы обе стороны конфликта. По мнению эксперта, противоядием для недопущения в будущем таких неприятных ситуаций могла бы стать скорейшая интеграция Грузии в структуры НАТО.



Коба Ликликадзе: Чтобы объективная была картина, еще надо, чтобы это доказали международные наблюдатели. Лучше всего было бы, и, наверное, не вызывало бы никакие споры, если бы Грузия была подключена к общей системе контроля воздушного пространства, я имею в виду к НАТОвской системе, когда любое нарушение воздушного пространства было бы зафиксировано на общем планшете, так сказать. Пока, так как Грузия не является членом такой системы, доказательства грузинской стороны не удовлетворяют международных наблюдателей и, естественно, военных экспертов, хотя в этом последнем случае 6 августа есть некоторые доказательства, которые указывают, что это было нарушение пространства со стороны России. Потому что там уже на радарной системе, которая была закуплена у Украины, четкая картина, как нарушается воздушное пространство.



Андрей Шарый: Вам представляется достоверной эта версия, о которой говорят сейчас грузинские генералы, о том, что этот самолет летел для того, чтобы уничтожить грузинскую радиолокационную станцию, насколько я понимаю, или станцию ПВО, которая контролирует передвижение воздушных объектов над территорией Южной Осетии.



Коба Ликликадзе: Не впервые мы сталкиваемся с ситуацией, когда российские самолеты были на территории Грузии. Могу я вспомнить декабрь 1993 года, когда над Сухуми был сбит или упал по техническим причинам, я не знаю, бомбардировщик российского производства. И был такой кадр, когда Шеварднадзе стоит над обломками этого самолета. Они участвовали. Российские самолеты участвовали. По инерции, по традиции недавнего прошлого, может быть, не исключена такая вероятность. Тем более что это радарная установка вблизи Горийского района на самом деле установлена. Главное, чтобы в этом убедились международные эксперты и чтобы они участвовали, чтобы раз и навсегда покончить с такой критикой, когда, допустим, мы имеем случай 11 марта в Кодорском ущелье, когда совместная группа не разделила мнение грузинской стороны.



Андрей Шарый: Я все-таки вернусь еще раз к этому эпизоду с этой установкой. Там есть какие-то операторы или нет?



Коба Ликликадзе: Насколько я знаю, это украинская система 36-М, такого типа, и там, естественно, есть расчет, который управляет этим.



Андрей Шарый: То есть это фактически мог бы быть, если заявление грузинской стороны верно, акт военной агрессии.



Коба Ликликадзе: Грузинская сторона именно так и оценивает. Я разговаривал с заместителем министра обороны Грузии, который так и назвал: "Это был акт неприкрытой агрессии со стороны России.



Андрей Шарый: Российская сторона называет заявления такого рода провокацией устами начальника Генерального штаба, генерала Балуевского. И чем вся эта история закончится?



Коба Ликликадзе: Я не думаю, чтобы совместная группа, опять-таки исходя из ранее проведенных таких совместных исследований, придет к выводу, который был бы идентичен оценке грузинского правительства. Потому что в любом случае, даже на уровне Совбеза ООН там будут подключены российские специалисты, которые не подпишутся под таким документом, который бы доказывал участие российской стороны. Я повторю, что лучше, чтобы Грузия подключилась к общей системе контроля воздушного пространства НАТО.



Андрей Шарый: А что для этого нужно сделать?



Коба Ликликадзе: Это зависит от выполнения вот этой программы индивидуального партнерства ради мира, и чем ближе Грузия будет двигаться в сторону НАТО, тогда встанет вопрос, чтобы Грузию, наверное, подключили к этой системе.



Андрей Шарый: Насколько успешно сейчас, по вашим оценкам, продвигается сотрудничество Грузии на этом участке с НАТО?



Коба Ликликадзе: Я бы более фокусировал строительство военных сил и безопасность. Я думаю, что тут есть прогресс. Естественно, министерство обороны, вооруженные силы успешно реформируются, огромный бюджет они получили от государства, и это помогает, чтобы переоборудовать все сферы министерства обороны, вооруженных сил. Военная сторона - это всего лишь один сегмент НАТО, тут надо преобразовать. И у нас есть отставания в сфере правосудия, в сфере...



Андрей Шарый: ... гражданского контроля над вооруженными силами.



Коба Ликликадзе: Да. И, естественно, я думаю, самым хорошим показателем, насколько Грузия движется к этим ценностям, будут следующие выборы. Если они пройдут демократически, тогда это будет такой индикатор.



Андрей Шарый: По вашим ощущениям, так вообще работа и в военном, и в гражданском секторе - начать и кончить или все-таки какая-то часть пути уже пройдена?



Коба Ликликадзе: Я думаю, что стакан наполовину наполнен.


XS
SM
MD
LG