Ссылки для упрощенного доступа

Убийства на национальной почве приобретают массовый характер


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марьяна Торочешникова.



Андрей Шарый: Десятки - если не сотни - пользователей Интернета одобрили появление в "живом журнале" видеоролика с записью жестокого убийства русскими нацистами двух людей с неславянской внешностью. Эту видеозапись, если верить титрам, сделали члены Национал-социалистической партии Руси. Независимые эксперты видят в случившемся яркое подтверждение роста националистических настроений в России и неспособности власти справиться с этой проблемой. В Генеральной прокуратуре от комментариев воздерживаются.



Марьяна Торочешникова: "Операция НСПР по аресту и казни двух колонистов из Дагестана и Таджикистана", так называется двухминутный видеоролик, ставший предметом массового обсуждения среди русскоязычных пользователей Интернета.


Действие происходит в лесу. В кадре крупным планом двое мужчин, лежащих на земле со связанными руками и ногами. Затем мы видим их стоящими на коленях под стягом с изображением фашистской свастики. Камера вновь приближается и теперь видно, как человек в камуфляже огромным ножом отрезает голову одному из связанных мужчин и кладет ее рядом с телом, второго убивают выстрелом в затылок, он падает в заранее приготовленную могилу. Финальные кадры: два человека в масках выбрасывают руки в нацистском приветствии.


Если верить титрам, авторы ролика - члены Национал-социалистической партии Руси, они же - активные распространители в Интернете видеофайла, запечатлевшего жестокое убийство двух человек. Это не единственный случай размещения в Интернете националистами подобных видеосъемок, но первый, который, по мнению экспертов, практически не оставляет сомнений в реальности происходящего.


Говорит политолог Владимир Прибыловский.



Владимир Прибыловский: Трудно сказать, постановочный или настоящий. Раньше группировка скинов "Формат-18" помещала в основном избиения как бы с намеком, что человек забит до смерти, такие были ролики.



Марьяна Торочешникова: На страницах "живого журнала" ролик появился 12 августа, утром 13-го председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина получила его по электронной почте от анонимного корреспондента.



Светлана Ганнушкина: Честно сказать, я не досмотрела до конца, потому что нам приходиться и так достаточно тяжелые истории выслушивать на наших приемах. Ежедневно, постоянно нам рассказывают, в общем, об аналогичных случаях. Вот сейчас у нас еще не завершилась, идет кассационная стадия суда по делу об убийстве молодого человека по фамилии Сардарян, он гражданин России был, его убили год назад в электричке и убийцы, один убивал, другой снимал на пленку, то есть это вполне могло бы быть тоже где-то размещено, и при этом кричали "слава России". Вот такая у нашей России теперь слава.


Я собираюсь тоже заняться в некотором смысле рассылкой. Я собираюсь снять это на дискету или на диск и отправить в Генеральную прокуратуру. Мне кажется, что пора уже нашим правоохранительным органам заняться этой проблемой, серьезнейшей на сегодняшний день. Генеральная прокуратура, которая вполне одобряет предостережение, которое было сделано "Мемориалу" за размещение на сайте, всего-навсего было заключение о текстах мусульманских размещено, где говорилось, что эти тексты не призывают к насилию. Они действительно к насилию не призывают, хотя мне не симпатичны. И за это "Мемориал" был привлечен к ответственности. И нам отвечают, что это совершенно нормально, когда помещаются списки приговоренных к смертной казни, вот такого рода ролики и так далее.



Марьяна Торочешникова: Генеральная прокуратура от комментариев воздерживается. К концу дня в пресс-службе этого ведомства сообщили только: "Мы в курсе происходящего. Проводятся необходимые работы". Однако отметили, что говорить о начале прокурорской проверки или возбуждении уголовного дела по факту убийства, запечатленного на видеокамеру, пока преждевременно.


К середине дня с большинства серверов ролик был удален, в "живом журнале" остались только фотографии. В компании "Суп", которая отвечает за русскоязычную часть журнала, сообщили, что пока никаких мер в отношении распространителей этого видеофайла не принимается. Говорит руководитель службы блога Антон Носик.



Антон Носик: Разумеется, никакой предварительной цензуры в Интернете невозможно. Люди размещают то, что считают нужным разместить, пишут то, что считают нужным написать. Есть действительно список вещей, которые пользователь "живого журнала" обязуется в "живом журнале" не делать, но вот так фотографии казни не опубликовать, там такого пункта нет. Там есть пункт о том, что запрещается публиковать высказывания, возбуждающие расовую ненависть. Насколько это применимо к данной конкретной публикации, вопрос открыт и конфликтная комиссия "живого журнала" стала бы этим разбираться, если бы поступила жалоба.



Марьяна Торочешникова: Судя по комментариям в "живом журнале", сами нацисты отнеслись к появлению ролика в Интернете неоднозначно, наравне с восторженными отзывами встречались и такие, где говорится, что не нужно распространять подобные роли, дабы избавить националистов от дополнительных гонений.



Владимир Прибыловский: Вообще-то существует версия, что это, скажем, руками нацистов сделан ролик и размещен, но сделан с провокационными целями представителями правоохранительных органов, чтобы оправдать так называемое антиэкстремисстское законодательство, которое у нас на днях буквально вступает в силу, через десять дней. И для оправдания этого, совершенно чрезмерного законодательства, возможно, распространяются такие ролики, приобретают характер таких информационных сенсаций отдельные материалы о нацистах, это тоже возможно. Это не значит, что ФСБ сама одного застрелила, другого зарезала, сняла и подкинула нацикам. Это вполне может быть несколько по-иному. Кстати, в этом случае вероятность того, что это постановка, а не реальное убийство, увеличивается. Но я боюсь, что мы так и не узнаем, кто это сделал.



Марьяна Торочешникова: Светлана Ганнушкина скептически относится к версии о провокации спецслужб.



Светлана Ганнушкина: Конечно, можно использовать это и таким образом. Конечно, можно это назвать провокацией. Но, понимаете, говорить о провокации, когда речь идет об убийстве, спровоцировать кого-то с помощью убийства, это просто кощунственно. Убийство - есть убийство. А это уже приобретает массовый характер. И мы видим, как относятся к этому правоохранительные органы и судебные органы, когда по каждому такому делу приходиться расшибаться просто совершенно в лепешку для того, чтобы, во-первых, прошло следствие нормально, и действительно были найдены преступники, а, во-вторых, чтобы они были осуждены. Сколько ни создавай законов об экстремизме, пока правоохранительные органы нормально не будут работать, экстремистами будут оказываться такие, как Стас Дмитриевский и Самодуров.



Марьяна Торочешникова: По правилам журналистского жанра, следует излагать факты и воздерживаться от комментариев. Тем не менее, меня - и как журналиста, и как обычного человека, вне зависимости от того, постановка это или реальные съемки, во что совсем не хочется верить, привело в ужас огромное количество комментариев, одобряющих убийства людей неславянской внешности.



XS
SM
MD
LG