Ссылки для упрощенного доступа

Воронежская конференция "Другой России" выдвинула единого кандидата на выборы президента


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский .



Кирилл Кобрин : Оппозиционная коалиция «Другая Россия» провела на этой неделе региональную конференцию в Воронеже, где выдвинула единого кандидата на выборы президента России. Абсолютное большинство на этих праймериз делегаты отдали не так давно покинувшему коалицию экс-премьеру Михаилу Касьянову. Что происходит в стане оппозиционеров, и каковы шансы на успех у единого кандидата от оппозиции. На эти вопросы Радио Свобода отвечали один из лидеров «Другой России» Эдуард Лимонов, представитель оппозиционного кандидата на выборы 2008 года Владимира Буковского Роман Доброхотов и политолог Алексей Макаркин. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.



Максим Ярошевский : На конференции в Воронеже делегаты от "Другой России" впервые выдвинули и проголосовали за своего оппозиционного единого кандидата в президенты России. Им стал Михаил Касьянов, получивший абсолютное большинство голосов.


Подобные праймериз пройдут еще в 43 регионах по всей стране. Помимо выдвижения единого кандидата, там будут избраны делегаты на ассамблею оппозиционной коалиции, которая пройдет в Москве. В столице и будут подведены окончательные итоги праймериз по единому кандидату. Свой первый бал в Воронеже получил экс-перемьер Михаил Касьянов. На конференции лидер Народно-демократического союза отсутствовал. В пресс-службе экс-премьера Радио Свобода заявили, что Касьянова сейчас нет в Москве, и комментировать воронежский праймериз никто не будет. Лидер, лишенной регистрации Национал-большевистской партии Эдуард Лимонов в Воронеже попросил не включать его в праймериз единых кандидатов.



Эдуард Лимонов : Я с самого начала не намеревался участвовать в праймериз кандидатов в президенты, и решительно возражал против того, чтобы меня пытались выдвинуть как кандидата. По причинам очень простым. Я считаю, что есть люди, у которых есть больше шансов выиграть, а оппозиции нужна победа, а не попытка. Поэтому те, кто будут пытаться или намереваются пытаться, должны отойти в сторону, на мой взгляд. Вот я думаю, что тот же Буковский тоже должен отойти в сторону, найти в себе мужество, да и, собственно, те, кто, на мой взгляд, недостаточно известны, недостаточно востребованы. Потому что сегодня нужна, действительно, коренная решительная победа. Мы уже 7 лет живем в ненормальном государстве с ненормальными нравами, с полным отсутствием политики.


Что касается результатов воронежской конференции, то я не удивлюсь, что этот же результат может быть и в других регионах. Конференции проходят. Мне даже, собственно, пока еще неизвестны все результаты. Они только к концу сентября будут известны. Но то, что Касьянов, на самом деле, имеет много шансов на победу, то это несомненно. Прежде всего, потому что он не только привлечет протестный электорат, который итак у оппозиции есть по самой сути того, что это оппозиция, кроме этого он привлечет и тот электорат, который сегодня голосует за Путина, поскольку Касьянов уже был на второй должности в государстве. Он человек очень опытный, имеет опыт управления государством.



Максим Ярошевский : Для определения единого кандидата в президенты необходимо получить большинства в десяти регионах. По итоговому списку будет проведено голосование. Для окончательной победы необходимо набрать 50 процентов плюс один голос. По мнению политолога Алексея Макаркина, решение, принятое в Воронеже, нельзя назвать показательным.



Алексей Макаркин : Я бы не торопился с какими-то оценками воронежского голосования. Я думаю, что это голосование воронежских радикальных оппозиционеров, которые, я думаю, просто достаточно прагматично и реалистично оценили ситуацию, что оптимальный кандидат в президенты у них просто отсутствует. Такой кандидат, чтобы он имел и общероссийскую известность, и хороший имидж, и финансовый ресурс, чтобы при этом у него были возможности для увеличения рейтинга реальные и серьезные, в общем, такой идеальный и замечательный кандидат, который, допустим, в Украине, имелся у "оранжевых", в России он просто отсутствует.


Что касается того, что Касьянов ушел из "Другой России". Ну, ушел. Дело в том, что в регионах какие-то конфликты на федеральном уровне воспринимаются немножко иначе. Они воспринимаются таким образом, что там они что-то не договорились, не поделили там, наверху, а мы в регионах живем, исходя из регионального интереса. Региональный интерес радикальных оппозиционеров Воронежской области подсказал им необходимость прислониться, так скажем, поддержать фигуру, которая наиболее раскручена, наиболее известна. Ну, и давайте скажем - обладает определенными финансовыми возможностями.



Максим Ярошевский : Роман Доброхотов, который представляет в России интересы другого кандидата в президенты - Владимира Буковского, намерен впредь более активно участвовать в праймериз.



Роман Доброхотов : Тот факт, что в Воронеже большинство проголосовало за Касьянова, говорит, в том числе, не только о популярности самого Михаила Касьянова, но и о том, что такие кандидаты как Владимир Буковский пока еще не очень хорошо подготовились к тому, чтобы представлять свои интересы в регионах. Вот сейчас в процессе идет подготовка. Мы собираем сейчас наших сторонников из регионов, которые присылают нам письма с поддержкой, которые готовы представлять в ходе праймериз интересы Владимира Буковского.


Я думаю, во всех следующих случаях, когда будут происходить подобные праймериз, мы будем просто более подготовленными. Мы будем просто хотя бы минимально как-то представлять этого кандидата, поскольку в Воронеже просто большинство из присутствующих либо вообще не знали, кто такой Владимир Буковский, либо не знали, что он баллотируется. Я думаю, что если бы их просто банально бы проинформировали о нашем кандидате, результат был бы совсем другой.



Максим Ярошевский: Нынешняя оппозиция пока еще слишком слаба для полноценного участия в выборах президента 2008 года. Однако если лидеры "Другой России" и оппозиционных партий, организаций и движений сплотятся, то они смогут стать реальной политической силой уже ближе к выборам 2011-2012 годов. Такого мнения придерживается политолог Алексей Макаркин.



Алексей Макаркин : Оппозиция такая, в таком варианте все-таки недостаточно востребована. В условиях достаточно серьезного снижения политической активности, такой апатии значительной части населения, очень сомнительно, что радикальной оппозиции удастся существенно усилить свои позиции к президентским выборам. Я думаю, что они, наверное, способны провести какую-то имиджевую кампанию, какую-то организационную кампанию, связанную с продвижением их кандидата, но, во-первых, им надо договориться об этом кандидате. Тот факт, что оппозиция Воронежской области поддержала экс-пермьера Касьянова, отнюдь не означает, что он будет поддержан на федеральном уровне, поддержан в других регионах и так далее. На ближайший момент это феномен одной Воронежской области.


Если радикальная оппозиция не сможет договориться о кандидате, то вообще будут такие углубляющиеся конфликты, взаимные обвинения, скандалы и так далее. В том случае, если они смогут договориться о едином кандидате, то опять-таки я бы не преувеличивал перспективность этого шага. Они смогут активнее заявить о себе. Они смогут, наверное, восстановить свою консолидированность, но при этом они вряд ли смогут добиться большого успеха. Просто сейчас общественный запрос все-таки ориентирован на стабильность, власть, антирадикализм что ли. Он в достаточно степени антизападнический, то есть прямая противоположность тому, с чем связывают обычно нашу радикальную оппозицию.




XS
SM
MD
LG