Ссылки для упрощенного доступа

Али-Реза Тохери: Ахмадинеджад хочет, чтобы его считали флагманом исламского фундаментализма


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Александр Гостев: Интересный штрих на саммите ШОС в Бишкеке - это, естественно, присутствие президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада. Кроме Киргизии, Ахмадинеджад намерен посетить Азербайджан и уже съездил в Туркменистан. А какова цель турне президента Ирана по странам Средней Азии и Закавказья? Об этом Данила Гальперович беседовал с редактором Радио Фарда Али-Резой Тохери.



Данила Гальперович: Как вы думаете, какую задачу президент Ирана пытается решить этой поездкой?



Али-Реза Тохери: В Иране осознают, что день ото дня страна все более оказывается в изоляции из-за выполняемой ею ядерной программы. Эта программа и Западом, и мировым сообществом воспринимается с большим подозрением, поэтому Ахмадинеджад пытается найти новых союзников и среднеазиатские страны были бы в этом смысле хорошим вариантом. Нужно учитывать, что это исламские страны, и у них с Ираном есть некая основа для взаимопонимания. Поэтому Ахмадинеджад и предпринял эту поездку.



Данила Гальперович: А если говорить о каждой из стран его визита в отдельности, какая для Ахмадинеджада наиболее важна?



Али-Реза Тохери: Самой важной для президента Ирана в этой поездке будет остановка в Туркменистане. Эта страна, как и Иран, имеет выход к Каспийскому морю. Оба этих государства - члены так называемой "прикаспийской группы". И помнится, именно диктатор Туркменбаши в свое время сказал, что Каспий пахнет кровью. Для Ирана очень важно сблизиться с Туркменистаном, учитывая их общий интерес к месторождениям нефти и газа в этом районе. Стоит напомнить, что в спорах о юридическом статусе Каспия Иран практически остается в одиночестве.



Данила Гальперович: Вы говорили об исламской общности. Можно ли сказать, что Ахмадинеджад хочет появиться в среднеазиатских странах в качестве одного из мировых лидеров ислама?



Али-Реза Тохери: Как вы помните, с самого начала Ахмадинеджад пытался быть по-настоящему блестящей личностью исламского мира. Он хочет, чтобы его считали флагманом исламского фундаментализма, и его лозунг - борьба с империализмом, борьба с крестоносцами, борьба с Израилем. Ахмадинеджад и в странах Средней Азии хочет показать себя центральной фигурой борьбы против того, что он называет "великим Сатаной", против Америки.



Данила Гальперович: А что у Ирана в отношениях с Россией? Последнее заявление Тегерана о том, что он может судиться с Москвой из-за невыполнения Россией работ по запуску атомной станции в Бушере, что за этим стоит?



Али-Реза Тохери: Отношения Ирана и России сейчас можно назвать прохладными, потому что работы в Бушере не закончены и ядерное топливо туда не поставляется. И понятно, что иранцы этим очень разочарованы, ведь Россия периодически обещает, что больше отсрочек не будет. Это уже стало чем-то вроде сказки про белого бычка, и никто не знает, когда она кончится. И в отношениях Ирана и России крайне важно, каков будет результат, будут ли закончены работы над реактором, от этого многое зависит.



Данила Гальперович: А если работы не будут закончены, Иран может привлечь Россию к международному суду?



Али-Реза Тохери: Это не очень простая процедура. Ведь для начала рассмотрения дела в международном суде в Гааге нужно согласие обеих сторон. Пока Москва говорит, что она к такому рассмотрению не готова. Я очень сомневаюсь в том, что такое судебное разбирательство в Гааге возможно.


XS
SM
MD
LG