Ссылки для упрощенного доступа

«Большой балет» завершает гастроли в Лондоне


Анатолий Иксанов, генеральный директор Большого театра
Анатолий Иксанов, генеральный директор Большого театра

В Лондоне завершаются трехнедельные гастроли балетной труппы московского Большого театра. Эти гастроли стали центральным событием летнего концертного сезона британской столицы.


Обычно гастролеры такого ранга, как балет Большого, избегают два года подряд гастролировать в Лондоне. Однако, как отметил в интервью Радио Свобода генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов, после прошлогодних триумфальных гастролей балета в британской столице на него посыпалось такое количество настоятельных просьб повторить визит в этом году, что он решился на беспрецедентные в театральной практике повторные гастроли.


Лондонские гастроли «Большого балета» (как его называют в Англии) начались с показа новой версии «Корсара» Адольфа Адана, который был поставлен в Петербурге в 1899 году Мариусом Петипа. Обновившие этот грандиозный по масштабу балет (в нем заняты почти 150 танцоров) Алексей Ратманский и Юрий Бурлака бережно сохранили большую часть хореографии Петипа, недаром балетный критик лондонской «Таймс» назвал эту постановку «прекрасным примером танцевальной археологии». Кроме «Корсара», Большой привез в Лондон еще три новых для англичан балета — «Класс-концерт» Асафа Мессерера, «Эльсинор» в постановке английского хореографа Кристофера Уилдона на музыку Арво Пярта и одноактный балет американского хореографа Твайлы Тарп «В комнате наверху» на музыку Филипа Гласса. Помимо премьер, театр показывает в Лондоне «Спартака» в старой, классической постановке Григоровича, «Баядерку» и «Дон Кихота» Минкуса и «Светлый ручей» Шостаковича.


Британская пресса с восторгом пишет об искусстве балетных звезд Большого — Светлане Захаровой, Марии Александровой, Денисе Матвиенко, Николае Цискаридзе. Особое внимание английские балетные критики уделяют восходящей звезде «Большого балета» восемнадцатилетнему Ивану Васильеву, сравнивая его с Нуриевым и Барышниковым. Я спросила Ивана Васильева:


— Как вы оказались в Большом, ведь еще совсем недавно вы танцевали в Минске?
— Моя карьера началась с Большого театра сразу. Потому что в Минске я танцевал, еще будучи студентом. Это была моя стажировка в театре. Меня подтолкнула судьба в Большой театр.


— А вам трудно в Большом театре, наверное?
— Нет, вполне. Про Большой театр очень много рассказывали. Еще будучи в Минске, мне говорили, что там все очень злобно, все очень плохо, очень противно. Но, несмотря на это, придя сюда, я понял, что не так все страшно. Мне здесь нравится, здесь приятные люди, с ними приятно общаться. Со многими людьми я нахожу общий язык. Поэтому сказать, что плохо, злобно, я не могу: мне здесь нравится, здесь приятно работать.


— Скажите, пожалуйста, кроме балета, что-то вас еще привлекает, интересует? Что вы делаете, собственно, в то небольшое свободное время, когда вы не танцуете?
— Стихи читаю, балуюсь, музыку слушаю, фильмы смотрю, сплю.


О репертуарной политике Большого театра я попросила рассказать его генерального директора Анатолия Иксанова.


— Сегодня мир так тесен оказался, что, во-первых, наши многие и многие артисты, оставаясь артистами Большого театра, работают за рубежом в разных театрах. Собственно, также мы приглашаем и на наши спектакли настоящих артистов. Потому что, скажем, в опере у нас сегодня практика такова, что мы на каждую новую постановку проводим кастинг. В спектакле участвует тот, кто побеждает в этом соревновании, неважно будь то артист Большого театра, или другого российского театра, или зарубежный исполнитель. Мы приглашаем на спектакль. Для нас важно качество, высочайшее качество, а его можно обеспечить только таким творческим соревнованием.


— Анатолий Геннадьевич, а у вас есть какая-то концепция руководства Большим театром?
— Трудно говорить о концепции, потому что... Есть у человека концепция в жизни, если он живет. Вот он живет в этом мире, Богом созданном, какая у человека концепция? Жить! Так и в театре концепция — творить, развиваться, быть интересными зрителям. Причем, чем больше диапазон театра, тем большим слоям зрителей мы можем как-то доставить радость. Поэтому у нас в репертуаре и классические произведения, такие брендовые, как «Борис Годунов», «Евгений Онегин», старых еще 1940-50-х годов, в то же время совершенно современное прочтение и русской, и отечественной классики, и зарубежной. Мы очень стараемся, чтобы и молодежная публика приходила в театр. Для этого у нас есть специальная программа студентам. Потому что все понимают (и это аксиома), что если мы не будем сегодня воспитывать молодого зрителя, то через десяток лет просто театр умрет в отсутствии зрителей.


XS
SM
MD
LG