Ссылки для упрощенного доступа

Реакция США на военно-политическое развитие ШОС


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов.



Андрей Шарый: Директор Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии Холли Картнер обратил внимание на любопытный аспект саммита ШОС. Он считает, что на встрече в Бишкеке лидеры организации упустили важнейшую возможность реализовать гуманитарные принципы этой организации. Он обратил внимание, что, несмотря на то, что устав организации содержит положения о поддержке прав человека и основных свобод, пока это остается лишь формальной декларацией. Действительно, во всех без исключения шести странах - участниках ШОС, в том числе и в России, международные правозащитные организации регистрируют нарушения прав человека.


Теперь и о другом аспекте. Россия не скрывает, что стремится превратить Шанхайскую организацию сотрудничества в военно-политический блок, возможно, для дальнейшего вытеснения США из Центрально-Азиатского региона. Не случайно, отмечают эксперты в США, саммит в Бишкеке проходил одновременно с военными учениями. Об американской реакции на это рассказывает наш нью-йоркский корреспондент Ян Рунов.



Ян Рунов: Вот как комментирует события бывший дипломат, историк и постоянный консультант корпорации «Рэнд» по вопросам международных отношений Пол Хензи...



Пол Хензи: Что ж, не думаю, что США всё это очень нравится, но для нас не являются сюрпризом дальнейшие шаги России по ограничению американского влияния в Центральной Азии. Мы видим, как Москва заинтересована в том, чтобы Пекин активнее поддерживал относительно реакционные правительства в Центральной Азии, в то время как США выступают за распространение демократии в странах региона. Противостояние России и Америки здесь будет продолжаться.


За всем этим мы видим далеко идущие планы России по восстановлению военной и политической силы, которой обладал Советский Союз. Перед выполнением этой задачи стоят большие трудности разного характера, в том числе геополитического. Например, США и Европа будут продолжать оказывать всяческую помощь конструктивному развитию Афганистана. А это окажет влияние и на страны Центральной Азии. Одновременно Китай не является для России безусловным партнером. Внешняя политика Китая очень противоречива. Пекин заинтересован в добрых отношениях с Россией, но не любой ценой. Политика Китая в освоении таких районов России, как Дальний Восток и Сибирь, вызывает у Кремля серьёзное беспокойство. Так что очаги напряжённости есть и будут в российско-китайских отношениях. Какие бы временные союзы не пытались создать Россия, Китай или США, у каждой страны есть собственные национальные интересы и собственные амбиции. В Центрально-Азиатском регионе меньше всего амбиций у США. Вашингтон заинтересован в конструктивном политическом и экономическом развитии государств Центральной Азии, и не стремятся к доминированию ни в одной из этих стран, в отличие от России, которая пытается восстановить свой контроль в Центральной Азии, народы которой вряд ли хотят вновь попасть под российский контроль.



Ян Рунов: Сотрудничество с какой страной этого района мира является для США приоритетным на данный момент?



Пол Хензи: Я думаю, что очень важно для США иметь конструктивные отношения и с Россией, и с Китаем. Но в данный момент у Америки более развитые деловые отношения с Китаем - чрезвычайно важным торговым партнёром США. Китайская экономика развивается быстрее и успешнее российской. Россия пока во многих смыслах остаётся на уровне развивающейся страны. С этой точки зрения Россия не является очень важным партнером для США.


XS
SM
MD
LG