Ссылки для упрощенного доступа

На выборах в Казахстане полную победу одержала партия Нурсултана Назарбаева


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие директор казахской службы Радио Свобода Мерхат Шарипжан.



Андрей Шарый: Несмотря на скептическое отношение Запада к политическим процессам в Казахстане, никто не ставит под сомнение успехи этой страны в социальной и экономических сферах. Назарбаев популярный президент и популярный в стране политик. Каковы причины этой популярности? Я беседую с директором казахской службы Радио Свободы Мерхатом Шарипжаном.



Мерхат Шарипжан: Это в первую очередь экономический рост в Казахстане и ситуация с экономикой. Назарбаев всегда говорит, экономика в начале, а политика потом. Когда Советский Союз развалился, Назарбаев ведь был одним из первых политиков на пространстве постсоветском, который пригласил именно иностранных экономистов в качестве своих советников. Он был первым президентом, раньше, чем любой другой президент, выделил огромные деньги для того, чтобы тысячи казахстанцев молодых поехали учиться за счет государства по так называемой программе президентской получать образование в США, в Англии, в Германии и в других странах. Он ведь окружил себя не номенклатурой старой, а именно молодыми экономистами, своими доморощенными, все экономисты молодые, которым даже сегодня еще всего лишь 40 с небольшим. Сегодня в Казахстане народ живет лучше, чем в 90-х. Пенсионеры сегодня в Алма-Ате, в Астане и в других областных центрах, да и в районных в некоторых получают пенсии вовремя, получают их по кредитным карточкам в банкоматах, которые там сейчас на каждом углу.


Банковская система работает очень мощно, ипотечная система одна из лучших в СНГ.



Андрей Шарый: С точки зрения политической оппозиции, понятно, что власть проводит контролируемые, управляемые выборы и строит какой-то свой вариант суверенной демократии казахстанского образца. Оппозиция не смогла объединиться, нет лидера. В чем причина неудачи?



Мерхат Шарипжан: Я думаю, опять же, это очень искусственная политика Назарбаева, он умеет раскалывать оппозицию, это было неоднократно. Это случилось с Демократическим выбором Казахстана, когда основной костяк этого политического образования был расколот, с партией "Ак жол", потом этот самый "Ак жол" был расколот еще раз, появился новый, "Настоящий Ак жол", а "Ак жол" старый стал как бы более проназарбаевским. Я думаю, здесь Назарбаев имеет очень сильный ресурс, который помогает ему расколоть оппозицию так, как ему хочется, и ему это удается очень часто, несмотря на то, что у него постоянные проблемы внутри семьи и клановые какие-то проблемы.



Андрей Шарый: Рахат Алиев не будет выдан, это решение десятидневной давности австрийского суда, поскольку ему не гарантировано в Казахстане, как считают в Австрии, непредвзятое, честное судебное разбирательство. Назначен новый посол. Дарига Назарбаева не прошла в парламент и не баллотировалась, насколько я понимаю. Закрыта эта история?



Мерхат Шарипжан: История как бы закрыта. Я думаю, что она открыта для семьи, как для людей, просто там есть внуки, отцом которых является Рахат Алиев. Буквально за один день до парламентских выборов в Казахстане в "Интернейшнл трибьюн" и в "Нью-Йорк таймс" появилась статья о том, что в дипломатических кругах на Западе курируют документы, немного-немало частная переписка Назарбаева с руководством КНБ, эта переписка датируется декабрем 2005 года, то есть в момент президентских выборов. Судя по этой переписке, якобы, можно определить, какие спецоперации проводились КНБ, Комитетом национальной безопасности, это правопреемница казахстанского КГБ, для того, чтобы иметь влияние на результаты мониторинга или на результаты наблюдателей, именно иностранных или международных наблюдателей во время президентских выборов. Я думаю, это был ход рахатовский. Мы с вами прекрасно понимаем, что даже внутри КНБ не у каждого человека есть доступ к таким документам. С развалом союза вплоть до 2001 года почти Рахат Алиев был немного-немало заместителем председателя КНБ, а фактически он был руководителем этой организации. Естественно, эти документы и его люди в КНБ сегодня до сих пор имеются. Я думаю, Рахат Алиев будет предпринимать все, чтобы отомстить или хотя бы преуменьшить тот прессинг, который сегодня испытывают его родственники, которые остались в Казахстане. Я не имею в виду его жену бывшую, я имею в виду других родственников по кровной линии, по отцовской, мы знаем, что там очень большие проблемы.



Андрей Шарый: Некоторые обозреватели в Москве рассматривают итоги казахстанских выборов как пример для Кремля, перед которым стоят сейчас фактически те же задачи, - это консолидация, удержание власти. Несколько дней назад Назарбаев посоветовал российскому народу и российским политикам переизбрать Владимира Путина, не обращая внимания ни на какие Конституции. Почему вдруг Назарбаев, опытный политик, сделал такое заявление?



Мерхат Шарипжан: Назарбаев в первую очередь сделал это заявление ни для Путина и не для россиян, а в основном для казахстанцев. Все равно Казахстан это бывшая часть Советского Союза, самая большая граница вообще в Евразии это граница между Казахстаном и Россией, огромное количество русскоязычного населения в этой стране. Казахастанцы все-таки, особенно на севере, обращают внимание на политическую ситуацию в России все равно. Перед выборами именно Назарбаев сделал это заявление для того, чтобы показать, что не только в Казахстане возможны такие моменты... Я напомню, что были приняты поправки к Конституции в этом году в Казахстане, согласно которым Назарбаев сегодня может оставаться президентом до конца своей жизни, все препоны убраны. Я думаю, что это просто для того, чтобы показать, что не только Казахстан в этом направлении движется, а Россия тоже в принципе может.



Андрей Шарый: Россию критикуют и правозащитные организации, и западная дипломатия, западные правительства за нарушения прав человека, ограничения гражданских свобод и так далее, тому подобное. Наблюдатели, несмотря на интерес экономический бизнесменов западных к Казахстану, с довольно жесткой критикой относительно политической системы Казахстана, относительно итогов этих выборов, методов, которыми Назарбаев действует с оппозицией, да и случай Рахат Алиева сам по себе тоже достаточно симптоматичен. И вот возникает ШОС, вот возникает новый некий клуб стран, внутри которых примерно равное понимание сути демократии. При этом Путин и Назарбаев в компании, скажем, президента Узбекистана выглядят еще и большими демократами. Казахстанская политическая элита рассматривает ШОС, как какую-то серьезную организацию.



Мерхат Шарипжан: Казахстан себя рассматривает просто частью этой организации, в которой основными участниками являются Китай и Россия. Назарбаев умело балансирует между полюсами власти и между центрами влияния, между Китаем и Россией, умело разыгрывая карту политическую, карту нефтяную. Назарбаев умело балансирует. Я думаю, что политики, в общем-то, не рассматривают в Казахстане Шанхайскую организацию сотрудничества как что-то очень серьезное, которое может противостоять НАТО или какой-то другой организации. Я думаю, что это прерогатива Кремля и Китая в данной организации. А Казахстан будет делать то, что ему скажут.


XS
SM
MD
LG