Ссылки для упрощенного доступа

Геннадий Бурбулис: "Путч в августе 91-го - это "политический Чернобыль" советской административной системы".


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Ольга Вахоничева.



Алексей Кузнецов: В эти дни в России вспоминают август 1991 года. 16 лет назад комитетом по чрезвычайному положению под названием ГКЧП была предпринята попытка государственного переворота. Государственный секретарь России, член Совета Федерации от Новгородской области Геннадий Бурбулис оценивает путч, как "политический Чернобыль", и сожалеет, что с каждым годом об этих трагических событиях вспоминают все меньше.



Ольга Вахоничева: Опросы социологов говорят о том, что отношение к событиям августа 1991 года у людей со временем меняется. По данным аналитического центра Юрия Левады, почти половина опрошенных, а именно 48 процентов граждан, считает августовский путч всего лишь "эпизодом борьбы за власть в высшем руководстве страны". Продолжит социолог Левада-Центра Олег Савельев.



Олег Савельев: 24 процента россиян считает, что это трагические события, имевшие гибельные последствия для страны и народа. 10 процентов называют эти события победой демократической революции, покончившей с властью КПСС. 18 процентов не имеют определенного мнения по отношению к этим событиям. В этом году сообщило 8 процентов россиян, что их симпатии были тогда на стороне ГКЧП, на стороне Ельцина и демократов был 21 процент. Не успели разобраться в ситуации треть россиян и в то время были еще ребенком около 20 процентов россиян.



Ольга Вахоничева: Непосредственный участник событий 91-го государственный секретарь России, член Совета Федерации Геннадий Бурбулис считает, что путч до сегодняшнего дня не получил адекватной политической оценки.



Геннадий Бурбулис: У меня сложные чувства к тому, как сегодня оцениваются, переживаются и понимаются события августа 1991 года. С одной стороны, я радуюсь тому, что ничего подобного уже 16 лет с нами не происходит. Слава богу, в стране действительно складывается официальная политическая стабильность, это всячески следует оберегать. С другой стороны, я постоянно убеждаюсь, что уроки 91-го года и оценка путча, она не получает той человеческой и исторической адекватности, той правды жизненной, если угодно, научной истины, которой бы хотелось. Обращаю внимание на ежегодные опросы самого авторитетного социологического нашего сообщества центра Юрия Левады, я вижу, какова тенденция. Люди все больше и больше как бы рассматривают те события с позиции такого жизненного нейтралитета и все меньше и меньше осознают, что в августе 91-го года путчисты в нашей общей, коллективной беде, они сделали необратимым распад нашей родины, Советского Союза. Они практически подвели черту под очень трудными и сложными попытками обновить союз через новый союзный договор. Я в свое время такое дал определение, понимаю, что оно продолжает сохранять свою актуальность: путч в августе - это "политический Чернобыль" советской милитаризованной, административной системы.



Ольга Вахоничева: Таково мнение государственного секретаря России, члена Совета Федерации Геннадия Бурбулиса.


XS
SM
MD
LG