Ссылки для упрощенного доступа

Профессия или статус. Кто может стать президентом


Авраам Линкольн одно время работал почтмейстером
Авраам Линкольн одно время работал почтмейстером

На что в первую очередь обращает внимание избиратель при знакомстве с новым кандидатом на выборную должность? Прежде всего — на его внешность, а затем — на его биографию, послужной список. Президент Соединенных Штатов Америки — должность настолько ответственная и многогранная, что идеального кандидата на нее просто не может быть. Но есть профессии, представители которых традиционно пользуются преимуществом в глазах избирателей.


Первый президент США Джордж Вашингтон считал своим главным занятием в жизни сельское хозяйство — он был, как и многие другие отцы-основатели, плантатором или, говоря по-русски, помещиком. Но на вершину власти его привела другая профессия — военачальника. Всенародный успех ему снискала Война за независимость, которую он выиграл у англичан в качестве командующего Континентальной армией. Героем Гражданской войны был и 18-й президент генерал Улисс Грант, а 34-й президент, генерал Дуайт Эйзенхауэр, командовал союзными силами в Европе во время Второй мировой войны.


Наличие военной службы в биографии будущего президента по сей день остается почти обязательным условием избрания. Но еще более распространенная среди американских президентов профессия — юрист. И это понятно: адвокат или судья в Америке — люди заметные, они всегда на виду, и несколько удачных громких судебных дел, за которыми следит вся страна, способны положить начало политической карьере. Почти все до участия в президентской кампании избирались в Конгресс, некоторые были дипломатами, занимали пост Государственного секретаря и вице-президента. Были среди президентов журналисты и издатели газет. Четверо президентов в истории США начинали свою трудовую деятельность в качестве школьных учителей.


Авраам Линкольн работал почтмейстером, Гровер Кливленд — шерифом, Честер Артур — начальником таможни, Герберт Гувер сделал успешную карьеру горного инженера и международно признанного эксперта горнорудного дела. 17-й президент США — Эндрю Джонсон — с десяти лет состоял в учениках у портного, сбежал от хозяина и зарабатывал на жизнь портняжным мастерством.


На сегодняшний день это, пожалуй, самая необычная профессия для будущего президента.


Среди нынешних кандидатов есть и законодатели, и ветеран войны во Вьетнаме, и бывший федеральный прокурор, разгромивший мафию, есть и губернатор, и бывший министр. А вскоре список может пополниться еще одним претендентом, и никто не сомневается, что претендент этот сразу войдет в число фаворитов. Речь идет о бывшем сенаторе Фреде Томпсоне.


Он впервые подтвердил, что обдумывает возможность своего участия в выборах в марте, в диалоге с хозяином воскресного ток-шоу на телеканале Fox News Крисом Уоллесом (Chris Wallace).


— В республиканских кругах много разговоров о том, что среди кандидатов партии нет настоящего консерватора. И некоторые авторитетные республиканцы начинают запускать пробные шары по поводу вашего участия в гонке. Вы рассматриваете возможность своего участия в президентских выборах 2008 года?
— Я размышляю об этом. Пока оставляю дверь открытой.


— Вы говорите «оставить дверь открытой». Каким образом вы будете принимать решение? Какие факторы учитывать? Зачем вы будете избираться? Вы видите пробел, который республиканцам следует заполнить вашей кандидатурой?
— Это совершенно не зависит от нынешнего набора кандидатов. Как вам известно, многие из них — мои друзья. Я собираюсь подождать и посмотреть, как пойдет дело, как и насколько успешно они поведут кампанию. Многие считают, что включаться в гонку уже поздно. Я так не думаю, хотя правила игры в определенном отношении изменились. Отчасти причины внутренние. Я должен проверить самого себя. Эдлай Стивенсон сказал: «Штука в том, чтобы делать то, что нужно, чтобы стать президентом, и при этом оставаться человеком, который достоин быть президентом». Это серьезная тема для размышлений.


Фред Томпсон, как мы уже сказали, бывший сенатор. Но популярность его имеет иное происхождение — он кинозвезда. До него в США был только один президент из киноактеров — Рональд Рейган. Фред Томпсон начинал на административных должностях в Конгрессе, параллельно занимался частной адвокатской практикой. В 1977 году он оказался героем дня — разоблачил коррупционную схему в комиссии по помилованиям штата Теннесси: губернатор миловал осужденных за взятки. Этот сюжет стал основой книги и игрового фильма «Мари», в котором Сисси Спейсек сыграла главу комиссии по помилованиям, а Фред Томпсон — ее адвоката, то есть самого себя. С этого момента началась кинематографическая карьера Томпсона. В 1997 году он был избран в Сенат, но переизбираться не стал и вернулся к кинематографу. Благодаря своей внушительной солидной внешности он получает роли высоких должностных лиц, и уже сыграл шефа аппарата Белого Дома, директора ЦРУ и, наконец, президента США. Но самая известная роль Фреда Томпсона — роль окружного прокурора Артура Бренча в телесериале «Закон и порядок». Томпсон нисколько не скрывает, что намерен конвертировать свой актерский успех в политический. В апреле этого года его политическую речь предваряла музыкальная заставка сериала «Закон и порядок». В чем сила и в чем слабость Фреда Томпсона? На этот вопрос отвечает политолог Марк Эймбиндер.


Его сильные стороны — это, во-первых, то, что он не должен представляться избирателям. Во-вторых, он с Юга, он, вероятно, сможет собрать достаточно много денег, и, кроме того, он фантастически хорошо умеет общаться с публикой. Теперь о слабостях. Ему нужно подумать о своем резюме. Он был зарегистрированным лоббистом, в том числе иностранных компаний. У него нет никакого управленческого опыта, он никогда ничем не руководил. И, наконец, его профессия актера — в то время, когда страна находится в состоянии глобальной войны — это, может быть, не лучший пункт резюме.


В своих публичных заявлениях Фред Томпсон не дает несбыточных обещаний. Наоборот — предсказывает американцам трудные времена. « Меня беспокоит происходящее со страной и миром, — говорит Фред Томпсон. — Тот факт, что я ушел из Сената, ни в коей мере не противоречит этому утверждению. Я занимался вопросами национальной безопасности и после того, как перестал быть сенатором. Думаю, мы вступаем в самый тяжелый период нашей истории. И думаю, перед нами огромные возможности. Однако место самой сильной и свободной страны в мировой истории нам отнюдь не гарантировано. Мы должны сильно постараться. Мы должны что-то делать иначе».


XS
SM
MD
LG