Ссылки для упрощенного доступа

Самый блестящий член команды Джорджа Буша. Карл Роув о перспективах политического развития Америки


Ирина Лагунина: На прошлой неделе объявил о своей отставке политический советник президента Буша Карл Роув, которого называют «серым кардиналом» Белого Дома. В минувшее воскресенье он дал интервью всем национальным телекомпаниям. Рассказывает Владимир Абаринов.



Владимир Абаринов: Об отставке своего ближайшего советника журналистам сообщил сам президент.



Джордж Буш: Мы дружим давно и мы останемся друзьями. Я назвал бы Карла Роува дорогим другом. Мы познакомились будучи юношами, оба хотели служить своему штату. Мы работали вместе и достигли положения, в котором мы можем послужить своей стране. Я благодарю моего друга. Я последую за тобой немного погодя.



Владимир Абаринов: Карл Роув произнес в ответ протокольные слова благодарности, но его голос при этом заметно дрожал.



Карл Роув: Г-н президент, я благодарен за возможность, которую вы предоставили мне, служить нашей стране и вам. Я благодарен за то, что мне довелось работать с исключительными людьми, которых вы собрали в своей администрации. Я благодарен за то, что был свидетелем истории. Это было и удовольствие, и честь на всю жизнь.



Владимир Абаринов: Карл Роув заинтересовался политикой еще на школьной скамье. В старших классах он был избран президентом совета учеников школы. Тогда же он начал участвовать в качестве активиста-добровольца в предвыборных кампаниях политиков федерального уровня. В архиве телекомпании NBC сохранилось интервью Роува 1972 года. Он был тогда студентом и участвовал в президентской кампании Ричарда Никсона. Репортаж ведет Дэн Разер.



Дэн Разер: В подвале партийной штаб-квартиры идет операция, имеющая целью посрамить экспертов, которые говорят, что Никсон не обращается к интересам молодежи. Тем, кто работает здесь, от 18 до 20 лет.



Карл Роув: Прежде всего, регистрация избирателей – возможно, самая важная задача, которую мы сейчас выполняем. Мы также обучаем студентов вести регистрацию и вовлекать молодежь в предвыборную кампанию. Если вам 35 лет, вы не можете научить республиканцев, как привлечь молодежь. Вы просто не можете полагаться на мнение 35-летних. Молодежь могут привлечь только молодые, и именно этим мы тут и занимается.



Владимир Абаринов: Сегодня Карл Роув пользуется репутацией исключительно эффективного политтехнолога. Он работал почти исключительно с республиканцами, хотя и не только. Самый успешный его проект – это, конечно, Джордж Буш, сначала дважды избранный губернатором Техаса, а потом дважды – президентом США. Это одна из самых стремительных политических карьер в истории страны. От начала первой губернаторской кампании Буш-младшего прошло всего 14 лет.


В Белом Доме Карл Роув занимал сразу несколько ключевых постов, но его самая главная, неформальная должность – человек, пользующийся абсолютным доверием президента и мастер политического выживания в самых отчаянных ситуациях. За годы работы в администрации он почти не появлялся на публике и не давал больших интервью, а тут вдруг разговорился. В воскресенье он появился во всех без исключения воскресных политических ток-шоу. Вот как началась его беседа с обозревателем CBS Бобом Шиффером.



Боб Шиффер: Вас очень долго не было ни на одном ток-шоу. Почему вы вдруг решили появиться?



Карл Роув: Кое-кто другой принял решение за меня, и я просто делаю, что мне велели делать.



Владимир Абаринов: Этим «кое-кем другим» может быть, конечно, только президент. Боб Шиффер продолжает.



Боб Шиффер: Даже ваши враги, г-н Роув, называют вас политическим гением, беспощадным и блестящим. Думаю, правильно будет сказать, что вы являетесь образцом современного политтехнолога, игрока, применяющего грубые приемы, демонизирующего оппонентов.



Карл Роув: Не уверен, что я согласен с этим, особенно если вы думаете, что образец – это то, что вы описали. Невозможно быть таким кандидатом и получить, как президент Буш в 2004 году, 60 миллионов голосов – это больше, чем какой бы то ни было кандидат в президенты в истории. Он собрал на 25 процентов голосов больше, чем в 2000 году. За него проголосовали 48 процентов женщин, 44 процента латиноамериканцев, 29 процентов евреев. В 2004-м за него голосовали на 40 процентов больше афроамериканцев, чем в 2000-м. Выборы выигрываются за счет расширения своего электората, за счет того, что в выборах участвуют избиратели, которые не участвовали раньше, за счет тех, кого вы сумели убедить, кто был на другой стороне и перешел на вашу.



Владимир Абаринов: По словам Карла Роува, избирательные технологии важны, но не всесильны. Сильными должны быть, прежде всего, сам кандидат и его программа.



Карл Роув: Вы можете мобилизовать своих сторонников, но вы не можете выиграть выборы только за счет голосов сторонников. Вы должны отобрать голоса у вашего соперника, должны привлечь на свою сторону колеблющихся. И, кроме того, вы должны расшевелить людей, которые никогда прежде не голосовали. Подумайте об этом. Это большая удача, если на президентских выборах в избирательные участки придут шестеро из каждых 10 зарегистрированных избирателей.



Владимир Абаринов: Карл Роув прекрасно знает политическую историю США и не идеализирует отцов-основателей.



Боб Шиффер: Считаете ли вы, что политика сегодня более вульгарна, чем когда-либо раньше? Страна выглядит расколотой пополам.



Карл Роув: Она расколота пополам. У меня, знаете ли, смешанные чувства по этому поводу. Я читаю книги по истории, особенно ранней истории президентских выборов. Если вспомнить, что писали о Джоне Адамсе и Томасе Джефферсоне наемные агенты того и другого... Томас Джефферсон организовал назначение на пост редактора газеты в Ричмонде отпетого негодяя, чтобы тот что есть мочи нападал на Адамса. Сегодня ситуация другая, жители различных частей страны не обособлены друг от друга. У нас есть кабельное вещание, работающее круглые сутки. У нас есть ток-шоу. У нас есть большие общенациональные газеты. У нас лидер фракции в Сенате сегодня встает и называет президента лжецом, а завтра ищет способ работать сообща. Это то, что ослабляет систему сегодня.



Владимир Абаринов: О своей роли в политике нынешнего президента Карл Роув предпочитает не высказываться.



Карл Роув: Пусть судят другие. Я старался служить президенту, чьей политикой было сплотить страну. И мы это сделали. Мы сплотили ее, когда принималась резолюция о войне. Мы сплотили ее в вопросе сокращения налогов. Президент сплотил ее, когда принималась реформа образования, пакет законов об энергетике. С иммиграцией и реформой социального страхования это оказалось особенно трудно. Есть демократы, которые так и не смирились с его избранием в 2000 году. И они считают, что партия должна препятствовать ему - все равно по какому поводу. А есть другие, те, кто видит смысл совместной работы на межпартийной основе, но они связаны позицией фракции, которая подчас заключается в том, чтобы не позволить президенту добиться, как они говорят, «политической победы».



Владимир Абаринов: Роув уверен, что президент, несмотря на низкий рейтинг, еще вполне способен на крупные инициативы.



Боб Шиффер: Почему, как вы думаете, президента так раздражает его непопулярность?



Карл Роув: Я не думаю, что его раздражает его непопулярность. Посмотрим, что получится в конце концов. Впереди еще 17 месяцев. Я знаком с ним вот уже 34 года и знаю его как человека с характером бойца. Он пришел в Белый Дом не просиживать штаны. Он намерен продолжать осуществлять свою смелую повестку дня и в стране, и за рубежом.



Владимир Абаринов: На вопрос о войне в Ираке Карл Роув отвечает историческими аналогиями.



Карл Роув: Представьте себе - вот сидим мы тут, беседуем, читаем сообщения о высадке американских войск в Северной Африке во время второй мировой войны, а эта операция очень резко критиковалась... Что произошло бы, если бы мы стали говорить: «Знаете, наши танки подорвались в Тунисе, президент Рузвельт, вы скверно воюете»? Американские войска при высадке в Сицилии понесли тяжелые потери. Что было бы, если бы мы сказали в день высадки в Нормандии: «Знаете что? У нас что-то слишком много потерь. Давайте отступим и не будем участвовать в этой важной битве»?



Владимир Абаринов: И наконец, итог президентства Буша-младшего.



Карл Роув: Только подумайте, чего мы достигли. Наша партия, когда президент вступил в должность, столкнулась с экономическим спадом, у нас были корпоративные скандалы, нас атаковали на нашей территории 11 сентября, что произвело разрушительный эффект на экономику. Президент и республиканцы в Конгрессе сократили налоги и дали нам четыре года уверенного экономического роста. Наша экономика динамична и сильна, она создает рабочие места и повышает реальные доходы населения. Этот президент вступил в должность в момент обманчивого мира. Но 11 сентября мы осознали, что мы находимся в состоянии войны, и президент вступил в войну, в этот опаснейший конфликт нового типа, исход которого определит облик нового века.



Владимир Абаринов: Зашла речь и о предстоящих президентских выборах. Карл Роув считает наиболее вероятным кандидатом демократов сенатора Хиллари Клинтон.



Боб Шиффер: Думаете, она выиграет партийную номинацию?



Карл Роув: Я уже несколько раз на этой неделе говорил, что, по-моему, выиграет.



Боб Шиффер: Вы считаете, это хорошо? Вы надеетесь на это?



Карл Роув: Это просто будет так, вот и все. Надеяться в политике можно на то, что ты способен контролировать. Я не голосую на первичных выборах демократов. Решать будут демократы.



Боб Шиффер: Так каким же образом республиканцы выиграют эти выборы? Вы говорили, что дела, возможно, не так плохи, как они выглядят в опросах. Как республиканцы собираются выиграть на этот раз? Это ведь очень трудно, я неоднократно слышал от вас, что это очень сложно – выиграть третьи президентские выборы подряд.



Карл Роув: Это трудно. Важно иметь позитивную, устремленную в будущее, оптимистическую программу развития страны и иметь кандидатов, которые смогут донести это послание с убеждением и страстью.



Владимир Абаринов: По мнению Карла Роува, на всеобщих выборах шансы Хиллари Клинтон невелики.



Карл Роув: Не бывает лидера гонки, который вступает в период первичных выборов с такими высокими негативными показателями – самыми высокими за всю историю предвыборных опросов. Она подойдет к всеобщим выборам с негативным рейтингом на уровне сорока процентов и позитивным ниже сорока. Пока еще никто не выиграл президентские выборы, если начинал с такой позиции.



Владимир Абаринов: А вот комментарий к этой оценке самой Хиллари Клинтон.



Хиллари Клинтон: Не думаю, что Карл Роув собирается поддержать мою кандидатуру. Это становится все более очевидно. Но я нахожу интересным, что он так одержим моей персоной. И я думаю, причина в том, что мы знаем, как победить.



Владимир Абаринов: Карл Роув объявил, что уходит на преподавательскую работу, будет писать книги и больше времени уделять своей семье. Но не исключено, что он примет участие в президентской кампании республиканцев.


XS
SM
MD
LG