Ссылки для упрощенного доступа

Одинокий разбойник. Испанский наследник Робина Гуда


Ирина Лагунина : В Португалии недавно был арестован гражданин Испании, который совершил у себя на родине, по меньшей мере, 36 вооруженных налетов на банковские учреждения. На первых же допросах он заявил, что является продолжателем дела испанских «бандолерос», благородных разбойников, грабивших в прошлые века богачей по идейным соображениям. Рассказывает наш мадридский корреспондент Виктор Черецкий.



Виктор Черецкий: Человека, который более 10 лет держал в напряжении и испанскую полицию, и Гражданскую гвардию - жандармерию, называют «Солитарио», то есть «вором-одиночкой». Налеты на банки он совершал всегда один. «Солитарио», подлинное имя которого Хайме Хименес Арбе, изменял внешность – приклеивал бороду и усы, надевал парик, а иногда и маску. Бронежилет, два пистолета и автомат были при нем всегда. Если служащие банка пытались оказать сопротивление или не слишком расторопно отдавали деньги, налетчик, не задумываясь, пускал в ход оружие. Так, во время своего предпоследнего налета в мае этого года он ранил в ногу служащего банка. А поймали «Солитарио» на португальском курорте Фигейра-да-Фош, куда он приехал, чтобы совершить очередное банковское ограбление, кстати, первое за пределами Испании. Совместной испано-португальской полицейской операцией по поимке налетчика руководил лично министр внутренних дел Испании Альфредо Перес Рубалькаба:



А. Перес Рубалькаба: Я думаю, что мы располагаем достаточными доказательствами, которые позволят осудить «Солитарио» и приговорить его за совершенные преступления к длительному сроку тюремного заключения.



Виктор Черецкий: Испанское правительство намерено добиваться экстрадиции налетчика на родину, где он совершил свои основные преступления. В частности, ему инкриминируется убийство двух гражданских гвардейцев в 2004 году. И это, не считая, 36 банковских ограблений. Однако у португальских властей есть к Хайме Хименесу тоже претензии: он был взят при попытке ограбления банка, при нем было оружие, фальшивые документы, а на его автомобиле стояли фальшивые номера. На ношение оружия испанец, естественно, никакого разрешения не имел.


Все эти деяния, по португальским законам, «тянут», как минимум, на 28 лет тюрьмы. Сейчас «Солитарио» пребывает в Лиссабоне – в тюрьме Монсанто, которая считается самым надежным в Португалии местом содержания подследственных. Ведь Хайме Хименес рассматривается здесь как особо опасный преступник.


Генеральный прокурор Испании Кандидо Конде Пумпидо:



К.Конде Пумпидо: Прокуратура будет действовать в трех направлениях. Во-первых, мы составим прошение о выдаче Хименеса Испании после суда и отбытия наказания в Португалии. Это будет сделано, скорее всего, прокуратурой области Наварра, где он совершил свое наиболее тяжкое преступление – убийство гражданских гвардейцев. Затем, мы можем потребовать его временной выдачи для проведения следственных мероприятий и суда над ним с последующим возвращением в Португалию для отбытия наказания за совершенные там деяния. И в третьих, мы может попросить португальскую сторону уступить нам право судить «Солитарио» в Испании за все преступления, включая совершенные им на португальской территории.



Виктор Черецкий: После десяти лет тщетных поисков преступника, который совершал ограбления в разных провинциях и городах Испании, полиции удалось напасть на его след совершенно случайно. Совершив в мае ограбление в провинции Самора, в испанской глубинке, «Солитарио» уходил от преследования проселочными дорогами. На одной из них он вынужден был остановиться, потому что дорогу переходило стадо овец. Старик-пастух приветливо поздоровался с водителем белого фургончика, а тот даже не кивнул. «Наши люди всегда здороваются, значит, этот – не наш!», - подумал старик и на всякий случай запомнил номер фургона, а затем сообщил его полиции.


Кстати, о фургоне, на котором «Солитарио» разъезжал по всей стране в поисках объектов для нападения, разговор особый. Это была подлинная боевая машина грабителя банков. Рассказывает старший инспектор полиции Игнасио Диас, непосредственно принимавший участие в задержании Хименеса:



Игнасио Диас: Водительское сидение было бронировано на случай, если возникнет преследование и перестрелка. Спал и ел налетчик во время своих поездок по стране с целью ограбления банков в фургоне и никогда по дороге не заправлялся. Машина была снабжена дополнительным бензобаком.



Виктор Черецкий: Сведения, полученные от пастуха и других людей, позволили полиции выйти на след Хайме Хименеса и установить за ним наблюдение. Оказалось, что подозреваемый проживал один в респектабельном мадридском пригороде Лас-Росас в собственном доме стоимостью не менее 700 тысяч евро. Соседи, с которыми «Солитарио» постоянно ругался то из-за автомобильной парковки, то из-за музыки, которую он любил включать неимоверно громко, его не любили. Подозреваемый нигде не работал, хотя окружающим говорил, что занимается установкой бытовых кондиционеров. В соседнем поселке Пинто у него была большая мастерская, в которой он появлялся раз в месяц.


Впрочем, никто из соседей даже не подозревал, что Хайме Хименес в течение многих лет являлся самым разыскиваемым в стране уголовным преступником. Правда, некоторые заметили, что у себя на участке он выращивает марихуану, и даже думали, что сосед приторговывает наркотиками.


Но при всей неприязни к нему, люди знали, что Хайме был неплохо образован – в совершенстве владел пятью языками, в том числе арабским, некогда учился в США на актера и имел удостоверение пилота вертолета. Увлекался он рок-музыкой: играл на гитаре, ударных инструментах и даже время от времени устраивал у себя дома с приятелями концерты. С женой–англичанкой он давно разошелся, а взрослые дети жили отдельно.


Говорит начальник испанской полиции Жоан Мескида:



Жоан Мескида: После последнего ограбления, совершенного «Солитарио», мы приняли решение привлечь к его розыску население. Мы получили информацию о нем от нескольких граждан, что помогло сузить круг подозреваемых. К июню мы уже знали, о ком идет речь. За преступником днем и ночью следила целая армия полицейских и гражданских гвардейцев. Они взаимодействовали друг с другом, обменивались информацией, поскольку «Солитарио» продолжал разъезжать по стране в поисках очередного объекта для нападения. В конце концов, нам пришлось подключить к делу и полицию Португалии, потому что объект наблюдения, к нашему удивлению, впервые отправился на «гастроли» за рубеж. Португальцы включились в работу с большим энтузиазмом, в чем я и министр внутренних дел Рубалькаба смогли воочию убедиться, поскольку в день захвата преступника мы находились в Португалии.



Виктор Черецкий: Хайме признался арестовавшим его полицейским, что никогда не думал, что сдастся без боя, что не окажет никакого сопротивления при задержании, к которому готовился всю жизнь. Тем не менее, его схватили без единого выстрела. И это, учитывая, что, отправляясь на «дело», он захватил с собой целый арсенал. Начальник испанской полиции Жоан Мескида:



Жоан Мескида: Для захвата была выделена большая группа людей, поскольку наблюдение показало, что в Фигейра-да-Фош «Солитарио» интересовался местным сельскохозяйственным банком. Все были предупреждены, что имеют дело с опасным вооруженным преступником, который может открыть стрельбу, если почувствует опасность. И действительно, в момент захвата, который произошел у дверей банка, он попытался достать оружие из чемоданчика, который нес в руках. Но отказался от своего намерения, увидев, что окружен большим числом полицейских.



Виктор Черецкий: Родился Хайме Хименес 51 год назад в мадридском пригороде Махадаонда, неподалеку от Лас-Росас, где жил в последние годы. О его отце пресса ничего не пишет – человек он был незаметным. Зато мама «Солитарио», которая здравствует до сих пор, всегда была на виду. Учительница по профессии, она многие годы являлась депутатом муниципального совета Махадаонды от Коммунистической партии Испании. Так что, как отмечают местные наблюдатели, не секрет, от кого Хайме Хименес унаследовал идеи классовой ненависти и классовой борьбы, хотя и пошел своим, особым путем, к ниспровержению капитализма и к мировой революции. Лозунг «грабь награбленное!» он воспринял буквально с материнским молоком, - пишет местная пресса. «Банки грабят испанский народ, а мой долг революционера-марксиста состоял в том, чтобы освободить народ от этого зла», - заявил «Солитарио» в письме к испанской общественности, написанном в португальской тюрьме.


Кстати, это письмо зачитал на пресс-конференции адвокат Хайме Хименеса, личность также представляющая определенный интерес. Речь идет о Хосе Мариано Трильо, брате бывшего министра обороны Испании. В свое время он отсидел длительный срок за торговлю наркотиками, которые и сам потреблял весьма активно. В последние годы адвокат берется защищать самых опасных преступников. После ареста Хайме Хименеса он немедленно выехал в Португалию и предложил арестованному свои услуги. О своем подзащитном адвокат говорит следующее:



Хосе Мариано Трильо: Он, Хайме, признает, что является банковским грабителем, но он никого никогда не убивал, тем более гражданских гвардейцев. Он говорит, что борется за счастье испанского народа. Его любимым героем является Куро Хименес, так что он даже отрастил себе бакенбарды, какие носил знаменитый герой телесериала об испанских разбойниках-«бандолеро». Он романтик – не от мира сего. Общение с ним впечатляет. Сейчас Хайме благодарит всех, кто арестовал его, поскольку арест поможет ему успокоиться и избавиться от ненависти к окружающим. В Испанию он возвращаться не хочет, потому что боится за свою жизнь.



Виктор Черецкий: Итак, воспитанный в духе коммунистических идей разбойник «бандолеро»... Сочетание, которое некоторым наблюдателям кажется странным. Чтобы разобраться, вспомним, в первую очередь, что представляли из себя испанские разбойники. Рассказывает директор музея «бандолерос» Хесус Диас. Музей находится в городке Ронда, в самом центре горного массива Сьерра-Морена, на юге Испании. В течение 18 и 19 столетий здесь нельзя было ни проехать, ни пройти, чтобы не попасть в руки разбойников. Память о них сохранилась и в полицейских хрониках, и в художественной литературе, и в народных легендах.



Хесус Диас: Классический образ «бандолеро» - это образ щедрого, благородного разбойника. Примером могут служить Диего Коррьентес, Хосе Мария Темпранильо, Эль-Трагабучес, Хуан Кабальеро и другие. Они считались народными заступниками: грабили богатых и отдавали награбленное бедным. Это были испанские «робингуды».



Виктор Черецкий: История сохранила имена самых знаменитых «бандолерос», ну а народная молва наградила их лучшими качествами – добротой, силой, умом, красотой и даже галантными манерами. Хесус Диас, директор музея в Ронде:



Хесус Диас: Безусловно, самым знаменитым «бандолеро» был Хосе Мария «Темпранильо». У него любопытная судьба. Этот разбойник обложил налогом принадлежащие государству дилижансы, которые пересекали район Сьерры-Морены. Затем его простили и назначили командиром так называемого Отдельного эскадрона общественной безопасности Андалузии. Он не был военным, но когда появлялся в гарнизонах, его встречали с военными почестями. Так что из разбойника он превратился в уважаемого стража порядка.



Виктор Черецкий: Впрочем, «перевоспитался» не один «Темпранильо». Когда Испанию захватили войска Наполеона, «бандолерос» сделались патриотами-партизанами. И не было им равных в борьбе с захватчиками.


Что касается, Хайме Хименеса, то, как выяснилось, он смолоду страдал шизофренией и даже в связи с этим был освобожден от военной службы. По мнению испанского судебно-медицинского эксперта Рафаэля Сантьяго-де-ла-Торе, у больного существует повышенная восприимчивость к экстремистским идеологиям. Он страдает раздвоением личности, в результате чего представляет себя то революционером-марксистом, то разбойником. Болезнь создала вокруг Хименеса искусственный мир и мешает ему правильно воспринимать действительность. Так что, по мнению врача, в настоящее время Хайме, несмотря на то, что находится за решеткой, чрезвычайно счастлив, потому что прославился и потому что его имя теперь у всех на устах. Кстати, полиция обнаружила в доме грабителя тетради с хвастливым описанием совершенных им деяний и кучу газетных вырезок с сообщениями о его налетах.


Одновременно доктор Сантьяго-де-ла-Торре считает, что Хименеса следует досконально обследовать и даже, если он будет признан невменяемым, надолго изолировать от общества.


XS
SM
MD
LG