Ссылки для упрощенного доступа

Суд выдал санкцию на арест бывшего главы "Русснефти" Михаила Гуцериева


Программу ведет Виктор Нехезин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Виктор Нехезин: Российский бизнесмен, бывший глава «Русснефти» Михаил Гуцериев, санкцию на арест которого вчера выдал московский суд, по всей видимости, находится вне пределов России. Прямых свидетельств этому нет, однако косвенно это подтверждает сама прокуратура: ей ничего не известно о местонахождении Гуцериева с 6 августа, несмотря на данную им ранее подписку о невыезде. На самом деле последний раз его видели 22 августа в Северной Осетии на похоронах трагически погибшего сына Чингиса. Все эксперты сходятся в том, что Михаил Гуцериев решил не повторять судьбу Михаила Ходорковского и благоразумно уехал из страны, не дожидаясь итогов следствия по уголовным делам, которые он считает полностью сфабрикованными властями.



Марьяна Торочешникова: О том, что сотрудники следственного комитета при Министерстве внутренних дел России предъявили обвинения Михаилу Гуцериеву, а также еще трем топ-менеджерам компании «Русснефть» и руководителям входящих в нее структур, стало известно еще в мае. Михаил Гуцериев, занимавший тогда пост президента «Русснефти», его заместитель Сергей Бахир, а также руководители дочерних предприятий, нефтяной компании «Нафта-Ульяновск» Виктор Курочкин и «Ульяновскнефть» Игорь Еланский получили тогда повестки с требованием явиться на допрос в следственный комитет при МВД. Гуцериева обвинили в незаконном предпринимательстве, сопряженном с извлечением дохода в особо крупном размере. Из постановления следовало, что в 2003-2005 годам подконтрольные «Русснефти» «Нафта-Ульяновск» и «Ульяновскнефть» добывали нефть с нарушением лицензионных соглашений, из-за чего государство понесло ущерб на сумму порядка 2 миллиардов 700 миллионов рублей. Еще в мае в «Русснефти» считали, что уголовное дело вскоре прекратят, поскольку следствие произвело ошибочные расчеты и произвольно увеличило реальный доход от добычи нефти в 28 раз. Тогда же российские средства массовой информации, в частности, газета «КоммерсантЪ», сообщали о ссылкой на источники в компании, что поводом для возбуждения уголовного дела в отношении Гуцериева стал его конфликт с одним из высокопоставленных кремлевских чиновников. Вскоре после этих событий Михаил Гуцериев сложил с себя полномочия президента «Русснефти», следственный комитет объявил его в розыск и вот теперь добился санкции на арест.


Говорит пресс-секретарь Московского городского суда Анна Усачева.



Анна Усачева: У нас есть информация о том, что с данным ходатайством обратился следователь следственного комитета при МВД, что 6 августа Гуцериев объявлен в розыск. В связи с этим, собственно, следствие и пришло за мерой пресечения, об изменении меры пресечения – с подписки о невыезде на меру пресечения в виде заключения под стражу.



Марьяна Торочешникова: Дело, возбужденное в отношении Михаила Гуцериева, по мнению наблюдателей, выглядит искусственным. Так, по словам обозревателя газеты «КоммерсантЪ» Екатерины Западинской, в поисках доказательств хоть каких-то правонарушений сотрудники следственного комитета даже обращались к конкурентам «Русснефти».



Екатерина Западинская: Где-то три недели назад один из конкурентов «Русснефти» мне рассказал о том, что к нему обратились следователи следственного комитета с просьбой помочь с информацией о каких-либо правонарушений со стороны «Русснефти», Михаила Гуцериева, поскольку те материалы, которые имеются у следствия, не позволяют предъявить те обвинения, которые грозят ему заключением под стражу. Поскольку были предъявлены обвинения в незаконном предпринимательстве и в неуплате налогов, это не тяжкие преступления, и по ним, как правило, суд не дает санкцию на арест. Этого конкурента просили посмотреть сделки, которые были с «Русснефтью», договоры, которые заключались с «Русснефтью», и посмотреть их на предмет совершения ими правонарушений. Следователи при этом не скрывали, что они получили задание во что бы то ни стало добыть такие материалы на Гуцериева, чтобы была возможность обвинить его или заочно, или очно, или загнать его за границу, или же арестовать. Об этом мне рассказал конкурент «Русснефти». И он сказал, что они пытаются помочь следственному комитету, потому как ссориться со следственным комитетом они бы не хотели, а наоборот, хотели бы завести с ним дружбу.



Марьяна Торочешникова: Теперь же, когда суд дал санкцию на арест Гуцериева, эксперты указывают: следствие пойдет по накатанной. Уж очень похоже дело Михаила Гуцериева на историю другого бывшего президента нефтяной компании – Михаила Ходорковского.



Екатерина Западинская: Безусловно, цель государства – прибрать всю нефтянку к своим рукам, и непослушный Гуцериев, который владеет большим куском нефтяной отрасли, ему предрекли судьбу Михаила Ходорковского. Поскольку он не хотел отдавать добровольно по той цене, по которой ему было предложено отдать «Русснефть».



Марьяна Торочешникова: Аналитики уже сейчас проводят множество параллелей между делом Михаила Ходорковского и Михаила Гуцериева. На ваш взгляд, все ли эти параллели оправданны? Действительно ли это равнозначные дела?



Екатерина Западинская: Это, на мой взгляд, не совсем равнозначные дела, потому что Михаил Ходорковский занимал более активную политическую позицию, чем Гуцериев, и, в общем, вина Гуцериева заключается только в том, что он отказался дешево продать «Русснефть» структурам, близким к государству.



Марьяна Торочешникова: Действительно, о политических амбициях Михаила Гуцериева речь не идет. Сегодня аналитики сходятся во мнении о том, что суть раздора между бывшим главой «Русснефти» и правоохранительными органами кроется в нежелании продавать компанию по явно заниженной цене. Говорит руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.



Михаил Делягин: Гуцериев всегда был очень лояльным данному режиму. Он не совершал ничего, чего не совершали все остальные российские бизнесмены. Он не обвинял государство в коррупции, он вообще избегал любых политических заявлений. Когда он заявил о том, что не хочет продавать свою компанию, и когда он заявил о том, что подвергся нападкам государства, это, в общем-то, была минимальная и разумная самозащита. Когда потом, после того, как он не захотел продавать компанию за 10 процентов ее стоимости, атака на компанию продолжилась, и он ушел из бизнеса, заявил о своем уходе из бизнеса, компанию стали продавать за 30 процентов собственности. Возможно, это кому-то показалось слишком много, и возникло уголовное дело против компании. Но было понятно, что это просто борьба за снижение продажной стоимости, за то, чтобы все-таки купить ее за 10 процентов, а не за 30. Можно было предположить, что эта борьба между двумя кланами, которые борются за эту компанию, один кремлевский клан хочет готов купить компанию за 30 процентов, а другой – купить за 10 процентов. Кроме того, дается санкция на его арест – это уже некоторый перебор. Я надеюсь, что он сейчас не в стране, и я надеюсь, что у него хватит разума в страну не возвращаться.



Марьяна Торочешникова: Сообщения о выдаче акции на арест Михаил Гуцериева хотя и могут удешевить стоимость «Русснефти», серьезной реакции рынка за собой не повлекут, считает аналитик «Виллис-Капитал» Михаил Зак.



Михаил Зак: Если арест произойдет, я думаю, будет негативная реакция рынка. Хотя, конечно же, вряд ли это будет очень серьезный негатив. Многие не то что прямо ожидали, но не исключали вероятности того, что подобное развитие событий возможно.



Марьяна Торочешникова: Между тем, стало известно, что холдинг «Базовый элемент», ранее заявлявший о намерении приобрести «Русснефть», по-прежнему заинтересован в сделке. Как сообщает Агентство нефтяной информации, в «БазЭле» уже подготовили все необходимые документы для подачи ходатайства на покупке «Русснефти» в Федеральную антимонопольную службу.


XS
SM
MD
LG