Ссылки для упрощенного доступа

Германия присматривается к президенту Турции: «Гюль из тех, кто точно знает, чего он хочет»


«Он готов проводить реформы, но он хочет для своей страны полных прав в Евросоюзе», - говорят о президенте Турции в Германии
«Он готов проводить реформы, но он хочет для своей страны полных прав в Евросоюзе», - говорят о президенте Турции в Германии



Бывший министр иностранных дел Турции Абдулла Гюль избран на пост президента страны. Это первый в истории Турции президент, открыто декларирующий свою приверженность исламу. Как восприняли избрание Гюля в Германии, где проживает почти 2 миллиона граждан Турции и около полумиллиона турок, ставших гражданами Германии ?


Депутат Европарламента от партии «зеленых», этнический турок Джем Ездемир, например, считает, что избрание Гюля говорит о стабилизации и нормализации ситуации в Турции. Ездемир убежден, что темпы реформ при нем заметно ускорятся по сравнению с эрой предшественника Гюля Ахмеда Сезера, который, как считает Ездемир, то и дело тормозил преобразования.


В первых немецких комментариях констатируется настороженность во многих слоях турецкого общества. Накануне третьего тура голосования руководство турецкой армии сделало заявление о том, что армия не допустит исламизации Турции. Народно-республиканская партия Турции, представляющая главную оппозиционную силу в парламенте страны, и вовсе не участвовала в голосовании по выборам президента. Но голоса правящей Партии справедливости и развития, созданной Гюлем, вместе с нынешним премьер-министром Турции Эрдоганом обеспечили избрание.


Символическим предметом критики в адрес нового президента является появление его жены в общественных местах в исламском платке, что давно уже не только не принято в Турции, но даже запрещено. Эта тема актуальна и в самой Германии, где в некоторых землях введен вызывающий протесты запрет на ношение мусульманками платка в учреждениях.


«Платок на голове госпожи Гюль действует на элиты больших городов Турции как красная тряпка на быка. Первая леди в платке – это нельзя считать нормальным, говорят оппозиционеры, в конце концов, у нас государство, основанное на принципах отделения религиозных институтов от государства. Абдула Гюль, тем не менее, не устает повторять, что его партия не является партией верующих или партией ислама, она открыта и для не очень набожных, и для атеистов. Гюль из тех, кто точно знает, чего он хочет. В первую очередь он хочет стимулировать дальнейший рост турецкой экономики и хочет привести свою страну в Евросоюз. Он готов проводить реформы, но он хочет для своей страны полных прав в Евросоюзе», - говорит немецкий политолог Томас Борман.


По поводу вступления в Евросоюз Абдулла Гюль не устает повторять: «Для нас целью переговоров является в итоге полное членство в ЕС. Модель так называемого “привилегированного партнерства” мы строго отвергаем, и я хочу это лишний раз подчеркнуть». Это камешек в огород Ангелы Меркель, которая, в отличие от своего предшественника Шредера, в отношении Турции настаивает как раз на привилегированном партнерстве.


XS
SM
MD
LG