Ссылки для упрощенного доступа

Почему решено отмечать 450-летие присоединения адыгов к государству российскому?


Ирина Лагунина: В трех северокавказских республиках - Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгее почти весь сентябрь будут проводиться масштабные мероприятия по празднованию 450-летия добровольного вхождения Кабарды в состав России. В октябре аналогичные торжества пройдут в Москве. На эти цели уже выделены колоссальные средства из федерального и местного бюджетов. Повод к празднованию дает тот исторический факт, что 450 лет назад депутация адыгских князей, прибыв в Москву, била челом Ивану Грозному, прося покровительства. Однако историки утверждают, что адыги так и не стали российскими подданными, а напротив, являлись самой враждебной силой во время покорения Россией Северного Кавказа. Страницы истории листал Андрей Бабицкий.



Андрей Бабицкий: Празднование по формуле «Навеки с Россией», памятник с таким названием украшает въезд в столицу Кабардино-Балкарии город Нальчик, вызывает серьезные возражения у ученых, специализирующих на истории Северного Кавказа. Действительно, во второй половине16 века был короткий период, когда посольства адыгских князей выходили с просьбами к Ивану Грозному о союзе. Вот что об этом говорит директор адыгского национального музея в Майкопе Альмир Абрегов.



Альмир Абрегов: В академической исторической науке этот вопрос как бы решен. И главный вывод заключается в том, что адыги 1552-57 годах, имеются в виду адыгские князья, выходили с челобитной к Ивану Грозному с просьбой принять их подданство, оградить, защитить и так далее. Для Кабарды, для восточных адыгов, это без всякого сомнения соответствует действительности, потому что там говорится о пятигорских черкасах, которые приезжали туда. Но что касается западных адыгов, а можно сказать, что в этот период не было единого государства, единого руководителя или главного князя всей Черкесии 16 века, куда входили бы и западные, и восточные адыги. И в принципе можно говорить о том, что для Кабарды, для пятигорских черкас эти переговоры завершились династическим браком. Дочь Кимрюка Идарова, он называется верховным князем Кабарды, в крещении Мария стала женой Ивана Грозного. С точки зрения истории все благополучно. Что касается западных адыгов, вспоминается, что сюда приезжал князь с Сибок братией и так далее, которые тоже просили, с челобитной выходили к Ивану Грозному принять их в подданство. Однако является Сибок и другие князья представителями западных адыгов, черкесов? Потому что вся фабула выстраивается на том, что жаженские черкесы упоминаются, оджанские черкесы упоминаются и в современной исторической литературе в советский период стали интерпретировать Сибока как главу племени Жане – это западные адыги. Можно ли здесь с филологическиой точки зрения отождествлять оджанских или жаженских черкесов с племенем Жане, весьма сомнительно. Потому что интерпретация такова, раз такой есть отдаленное созвучие, почему бы не интерпретировать таким образом.



Андрей Бабицкий: В своем интервью сайту «Кавказский узел» ведущий научный сотрудник отдела этнологии народного искусства адыгейского республиканского института гуманитарных исследований Самир Хотко заявляет следующее: «Если мы будем говорить о добровольном вхождении, тогда мы просто логически обязаны сказать и о выходе. Связи между западными адыгскими князьями и Иваном Грозным начались в 1552 году и завершились полностью в 1561. После этой даты ни один чиновник московского правительства, ни один дьяк, ни один воевода не приезжал в западную Черкесию, как было до этого. И ни один адыгский князь не ездил в Москву». Что же касается Кабарды то и здесь не было создано в 16 веке никаких административных структур российского государства. Говорит историк Валерий Хатажуков, руководитель Кабардино-балкарского общественного правозащитного центра.



Валерий Хатажуков: Посмотрим из опыта русской истории, что такое присоединение каких-то отдельных территорий и так далее. В тот же период в 16 веке до 1557 года, до этой даты, которая считается датой присоединения Кабарды к России, были присоединены Астрахань и Казань. Что значит присоединение Астрахани и Казани? Значит они теряют всякую политическую самостоятельность, эти территории, там жестко сразу же устанавливается администрация Московской Руси. Эти процессы в Кабарде произошли в 1822 году после того как Кабарда лишилась всяческой политической независимости, после экспедиции Ермолова. И поэтому говорить о присоединении, о выхождении добровольном исторически абсолютно для этого никаких оснований, безусловно, нет. Был такой союз взаимовыгодный в тот период. Я хочу напомнить, что крымские ханы неоднократно сжигали Москву именно в этот период. И на Северном Кавказе Кабарда действительно была влиятельна, у них тоже были проблемы с крымскими ханами, иногда могли противостоять. В 1708 году произошла так называемая Канжальская битва, где Менгли-Гирей был разгромлен и историки утверждают, что именно поэтому крымский хан не смог придти во время Полтавской битвы, они были союзники с шведским королем, он не смог придти ему на помощь. Это был такой взаимовыгодный союз.



Андрей Бабицкий: На отсутствие единой административной системы указывает и директор адыгского национального музея Альмир Абрегов.



Альмир Абрегов: Не было установлено каких-то административных институтов московского государства времен Ивана Грозного или позднее на территории западных адыгов. Да и Кабарда после этого сохраняла свою самостоятельность по условиям мира - это 18 век. В более поздних источниках даже упоминаются западные черкесы как воины народа Закубанья и так далее. Какие-то контакты в лице Идарова и некоторых князей, они не стали основанием, не получили своего подтверждения в будущем и не были подкреплены какими-то действиями. То есть они остаются символические связи. Правда, в Пятигорске под именем князей Черкасских, безусловно, делегировались в Москву, где они становились боярами, сановниками и, кстати, очень высокого уровня, многие из них достигли в российской администрации больших постов на уровне, скажем, губернаторов, один из них был великим канцлером России, военные деятели. Но последующие события, военные действия на Западном Кавказе в рамках кавказской войны велись в течение 50 лет, тогда можно говорить о сомнительности вхождения черкесов в состав Российского государства. Понятно, она, конечно, политизирована эта часть истории. В какой-то перспективе она направлена на дезавуирование всех тех работ, которые касаются периода кавказской войны. Тогда ситуация меняется, получается, что это просто бунт российских подданных, то есть в данном случае отметается то, что Черкесия была воюющей стороной и как воюющая сторона вступала в переговоры и с русскими генералами, и с Турцией, и с Англиеей, что она являлась субъектом международного права фактически. На картах Англии и других европейских государств Черкесия была обозначена как независимое государство.



Андрей Бабицкий: По просьбе общественной организации Черкесский конгресс академия наук России предоставила справку о том, что добровольного вхождения адыгов в состав России в период Ивана Грозного не было и не могло быть. Автор справки крупнейший специалист по истории России профессор Вадим Трепалов, который предпочел говорить не об объединении, а о военном союзе Москвы и адыгских князей. Валерий Хатажуков также уверен, что союз имел место, однако десятикратное снижение численности черкесов во время Кавказской войны дает основания говорить о геноциде, а не о едином государстве.



Валерий Хатажуков: Многие историки говорят, я тоже придерживаюсь такой позиции, что это был такой союз с элементами подданничества, где, безусловно, Россия верховодила. Но Кабарда оставалась суверенной. В 1739 году по Белградскому трактату она вообще была признана независимыми между Россией и Турцией. По международному праву, если можно так выразиться, это именно так и получается. По мере того как Россия начинала становиться на ноги, она начала выходить к южным рубежам. И во второй половине 18 века начинается жесткая колонизация. Я могу привести такой пример: в конце 18 века кабардинцев было примерно столько же, сколько сейчас, более трехсот тысяч человек. А к 1835 году оставалась всего одна десятая часть, то есть 35 тысяч человек. То есть это экспедиция Булгакова, более двухсот населенных пунктов было сожжено. А в 1822 году экспедиция Ермолова закончила всякую самостоятельность, всякую политическую независимость Кабарды, было уничтожено более 80 сел и элита кабардинцев, все, кто мог носить оружие, все, кто мог воевать они ушли за Кубань.



Андрей Бабицкий: Празднование 450-летие историк Самир Хотко назвал казусом. Вот еще один фрагмент из цитировавшегося выше интервью сайту «Кавказский узел»: «Ситуация с запланированным празднованием показывает, насколько сегодня чиновники игнорируют историческое сообщество». Но в этом есть своя хорошая сторона, считает историк правозащитник Валерий Хатажуков. В отличие от советских времен, власть не понуждает ученых в обязательном порядке поддерживать и обеспечивать аргументами свои политические изыскания в прошлом. Нет, и не надо. Она просто продолжает делать свое дело, оставляя ученых наедине с истиной.



Валерий Хатажуков: Я думаю, такие сигналы идут из Кремля, а здесь местные органы власти тоже идут навстречу этому, куда им деваться еще. Я хочу сказать, вокруг этого идет, допустим, начали сооружать триумфальную арку. Триумфальные арки сооружаются в честь победы. То есть победившие войска обычно возвращаются через эту арку. Вокруг этого был огромный резонанс, по какому поводу возможно сооружение триумфальной арки, и потом было решено назвать не триумфальной аркой, а не то праздничной, еще какой-то, я не знаю. Все серьезные нормальные ученые отказались от такой интерпретации и власти к этому тоже с пониманием отнеслись, что не будет лезть ни в какие ворота. Давить так на науку грубым образом, что сделайте так, а не так, это нельзя делать – это я имею в виду.



Андрей Бабицкий: Между тем население, в отличие от начала 90 годов, мало интересуется проблемами национальной истории. Сайт Caucus.Time.com п ровел опрос среди жителей Кабардино-Балкарии, чтобы выявить их отношение к празднованию 450-летия. Говорит главный редактор сайта Ислам Текушев.



Ислам Текушев: Отношение жителей Нальчика к запланированному на сентябрь грандиозного празднования спорной исторической даты 450-летия добровольного вхождения в Кабардино-Балкарии в состав России оказалось в основном благожелательным на удивление многих. Так 78% респондентов в целом оценивают данное мероприятие положительно. Людей радует восстановление дорог в городе, множество цветочных клумб в разных частях города, строительство новых социальных объектов в разных районах, которые производятся в рамках данного мероприятия и многое другое. Но вместе с тем 16% по разным причинам негативно относятся к празднику, считая его несвоевременным и бессмысленным. Например, в своих устных комментариях в ходе опроса многие респонденты говорили о предстоящем праздновании, как о пире во время чумы, выражая недоумение тем, что в республике, страдающей от острых социально-экономических проблем, огромные суммы тратятся на обеспечение пышных торжеств. В целом же опрос показал, что население Кабардино-Балкарии мало интересует политическая подоплека этого мероприятия.



Андрей Бабицкий: Из советских времен новая путинская эпоха заимствует имперскую атрибутику, не придавая ей, впрочем, особого значения.


XS
SM
MD
LG