Ссылки для упрощенного доступа

Почему до сих пор не раскрыты все обстоятельства трагедии в Беслане


Программу ведет Андрей Шарый. Прини мают участие корреспондент Радио Свобода Алан Цхурбаев и московский журналист Марина Литвинович.



Андрей Шарый : В России сегодня отмечают День солидарности в борьбе с терроризмом. Эту дату, прежде всего, связывают с террористическим актом в Беслане. Ровно три года назад вооруженная группировка захватила городскую школу номер 1. 3 сентября произошел штурм здания, в котором находились более тысячи заложников. В результате штурма погибли более 300 человек, 186 из них - дети. В Северной Осетии проходят траурные мероприятия уже не первый день. Сегодня во дворе разрушенной школы была объявлена минута молчания. На мемориальном кладбище, где захоронены погибшие в теракте, под отсчет метронома прозвучали имена погибших.


В прямом эфире программы Время Свободы корреспондент нашего радио во Владикавказе Алан Цхурбаев.


Алан, добрый вечер! Как сегодня прошел день в Беслане?



Алан Цхурбаев : Добрый вечер! Сегодня, 3 сентября, главный из четырех траурных дней в Северной Осетии. В 13 часов 5 минут по московскому времени Северная Осетия замерла по удару колокола ровно на 1 минуту. Три года назад в спортзале школы в это время раздался первый мощный взрыв, положивший начало спонтанному штурму школы, который длился до самой ночи. Собственно, минута молчания в бесланской школе не была в прямом минутой молчания, потому что сразу после удара колокола в спортзал, где находилось большинство родителей погибших детей, взорвался плачем. Успокаивать родителей бросился епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан.


Позже родственники и близкие погибших отправились к мемориальному кладбищу. Там под звуки метронома были зачитаны имена всех погибших, включая сотрудников спецподразделений. После этого из рук бесланских школьников, часть из которых находилась в заложниках, в небо поднялись 334 белых шара. Надо сказать, что за это уже на три больше, чем в первую годовщину. За два последних года еще трое скончались от полученных ран.



Андрей Шарый : Алан, обещали бесланские матери, члены общественных организаций, которые объединяют родственников жертв теракта, представить какие-то новые видеоматериалы на тему этой трагедии. Это что-то вроде видеообращения Владимиру Путину, насколько я понимаю. Вы видели эти материалы? О чем идет речь?



Алан Цхурбаев : Да, недавно в Беслане закончилась демонстрация этого документального фильма, который сделан из кадров судебного заседания по делу Нурпаши Кулаева, единственного террориста, оставшегося в живых, и по делу руководителей бесланского РУВД.


В фильме на вопросы адвоката "Матерей Беслана" отвечают бывший президент Северной Осетии, министр внутренних дел и директор ФСБ Северной Осетии. Эпизоды подобраны таким образом, что показания свидетелей часто противоречат друг другу. Это касается главным образом того момента, кто же все-таки руководил оперативным штабом по спасению заложников. Каждый из допрашиваемых снимает с себя эту ответственность и перекладывает ее на другого, который в свою очередь ее отрицает.



Андрей Шарый : Скажите, Алан, а что теперь с этими видеоматериалами? Куда их планируют направить - в Москву, в Кремль?



Алан Цхурбаев : Планируется, что фильм будет отправлен в администрацию президента России. Фильм также содержит прямое послание от председателя "Матерей Беслана" Сусанны Дудиевой президенту России. Дудиева говорит, что ничего не изменилось после встречи потерпевших с президентом России, которая состоялась ровно два года назад. Обещания, которые были даны президентом России Путиным, так и не были выполнены.



Андрей Шарый : Спасибо, Алан.


Единственный из оставшихся - согласно официальной версии - в живых участников захвата школы в Беслане Нурпаши Кулаев осужден и отбывает пожизненное заключение. Все остальные террористы уничтожены, уголовной ответственности российских военных и чиновников, организовавших штурм школы или отвечавших за безопасность жителей республики, следствие не обнаружило. Я беседую с московской журналистской Мариной Литвинович, главным редактором Интернет-сайта "ПравдаБеслана.Ру".


Вы понимаете сейчас, на каком этапе находится официальное расследование? Вот Борис Грызлов заявил о том, что там будет проводиться какой-то новый следственный эксперимент. Следствие разве не закрыто по Беслану?



Марина Литвинович : Официальное следствие по Беслану не закрыто. Другое дело, что уже много месяцев следствие практически не предпринимает никаких действий, в том числе следственных действий. В общем, работа замерла.


Что касается того, о чем говорил Борис Грызлов, они, действительно, хотят проверить то утверждение, которое выдвинул в своем докладе Юрий Савельев. Это утверждение касается того, что первые взрывы в спортивном зале в школе 3 сентября были спровоцированы выстрелами извне. Соответственно, это уже наша большая заслуга и победа, что выкладки, которые сделал Юрий Петрович Савельев, а они основаны на физических и взрыво-технических формулах, что эти выкладки стали поводом для следствия задаться вопросом - действительно ли это было так? Проверить это утверждение на практике.


Кроме этого, никаких других действий не проводилось в последнее время. Потерпевшие пишут очень много ходатайств и жалоб. Обращаются к следствию, к тем людям, которые его ведут, но, к сожалению, на все свои новые бумаги, на все свои новые свидетельства и какие-то комментарии они получают отписки. Следствие, на самом деле, издевается над потерпевшими уже очень много времени.



Андрей Шарый : Вот была парламентская комиссия Торшина. Она свой вот этот достаточно такой никакой доклад обнародовала, и деятельность ее закончена. Больше они ничего не будут делать?



Марина Литвинович : Да. Их деятельность закончена. Решение о прекращении деятельности комиссии и принятие этого доклада приняла Государственная Дума и Совет Федерации в декабре 2006 года. Все это делалось очень быстро. И депутаты, и сенаторы проголосовали за принятие доклада этой комиссии, не читая этого доклада.



Андрей Шарый : Теперь была комиссия парламента Северной Осетии во главе со Станиславом Кисаевым. Там были значительно более неприятные для российской власти выводы. Какова судьба этого документа?



Марина Литвинович : Этот документ появился достаточно быстро - через год после трагедии. Уже там было написано достаточно много важных свидетельств, и восстановлена хронология бесланского теракта. Естественно, этот доклад парламентской комиссии Северной Осетии расходится с официальной версией следствия. Но, к сожалению, следствие никак не отреагировало на этот доклад, не проводилось никаких проверок. Единственно, что этот доклад был приобщен к уголовному делу, вернее, к судебному уже разбирательству по Кулаеву. Но судья, приобщив эти документы к делу, в общем, не стал обращать внимания на те выводы, которые там были сделаны, на те свидетельства, которые там прозвучали, хотя они совершенно противоречили тому, что в результате, в итоге написал суд по поводу развития событий в Беслане.



Андрей Шарый: Марина, было еще несколько попыток журналистов предпринимать независимые расследования и в самой Северной Осетии, и кое-кто из московских журналистов этим занимался. Ваш сайт как-то обобщает все это, что есть, что пытаются люди найти, или эта работа тоже закончена?



Марина Литвинович : Я по-прежнему собираю все материалы, касающиеся расследования по Беслану. У меня очень много опубликовано документов, в том числе и материалов уголовного дела, к которому удалось получить доступ. Опубликованы независимые свидетельства, опубликована большая часть фотографий и видеозаписей, которые следствием, конечно, никак не хотят учитываться. Работа эта будет продолжаться, потому что, несмотря на то, что прошло три года, все равно появляются и новые свидетельства, и новые какие-то фотографии и видеозаписи.



Андрей Шарый : Понятно, что одна из целей вашей работы - это информирование общественности о том, что произошло. Вы надеетесь на то, что эти документы кем-то, каким-то судом, какими-то юридическими органами в России или за рубежом могут быть использованы?



Марина Литвинович : Сайт вообще был создан для того, чтобы любой человек будь то в России или за границей, обладающий любым статусом или без статуса, мог эти документы прочитать и использовать их, если это нужно, на суде, то можно использовать и на суде. Потому что, конечно же, масштаб этих совершенных преступлений не только террористами, а и оперативным штабом, и сотрудниками силовых ведомств - это преступления против человечности. Они, конечно, заслуживают расследования очень серьезного и полного.



XS
SM
MD
LG