Ссылки для упрощенного доступа

Как рассказывает российское телевидение о годовщине трагедии в Беслане


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Анна Качкаева.



Андрей Шарый : Годовщина трагедии в Беслане. Как рассказывает об этой скорбной дате российское телевидение? Об этом я беседую с телекритиком Радио Свобода Анной Качкаевой.


Сегодня в России отмечается Международный день солидарности в борьбе против терроризма. Я целый день смотрел канал "Вести 24". Очень много узнал о взрывах 11 сентября в Соединенных Штатах, о взрывах в поездах и пригородных электричках в Мадриде, о теракте в Лондоне, а вот из Беслана был всего один довольно короткий репортаж, и никакого разговора о причинах штурма и по тем спорным вопросам, которые волнуют тех, кому все-таки хочется узнать - что же все-таки в Беслане произошло. Беседу, поэтому начинаю с риторического вопроса - почему?



Анна Качкаева : Ровно по тому же, почему, например, Первого числа до двух часов дня в эфире ни одного канала вообще не звучало упоминания о трагической дате и о захвате. Просто так для информации, для напоминания, что называется - в "Евроньюс" только прозвучало. А до двух часов, пока Владимир Путин не сказал все-таки несколько фраз по этому поводу, этой темы вообще не было в эфире российского телевидения. Как говорят мне некоторые топ-менеджеры - ну, зачем же мы будем расстраивать людей в День знаний. В конце концов, те, кто устраивал весь этот кошмар, очень рассчитывали на то, чтобы этот день ассоциировался с такой трагедией. Но вот западные коллеги, видимо, считают все-таки по-другому. Когда происходят такие кровавые страшные истории, то люди все-таки стараются, чтобы сограждане не страдали амнезией.


Как совершенно правильно, тут нельзя не согласиться, сказал господин президента, жизнь продолжается. Она, действительно, продолжается, но продолжалась она на телевидении все-таки чрезвычайно в развлекательном ключе - Минутой славы, танцевальным Евровидением, фабрикой звезд и роскошной драматургически выстроенной вечерней линейки по поводу 10-летия гибели леди Дианы. Во второй половине дня даже и про митинг по поводу памяти жертв не было информации, я уж не говорю о картинке.



Андрей Шарый : Тем не менее, многие телеканалы открывали репортажем из Беслана свои информационные выпуски.



Анна Качкаева : Сегодня, безусловно. Как любят говорить журналисты, датный день, официально время тризны. Поэтому уж тут совсем обойти было бы нельзя. Все информационные каналы об этом говорили, показывали картинки, упоминали, но не могу сказать, что это было, действительно, широко. Точно дискуссий и серьезных интервью на этот счет не было. Еще особенным диссонансом смотрелось - довольно подробно все новости показывали освобождение корейских заложников. Их приезд. По всякой логике телевизионной драматургии хотя бы упоминание здесь монтировалось, но и этого не произошло.



Андрей Шарый : Анна, вы считаете, что телепублицистика на такие темы как бесланская трагедия в нынешней России полностью исключена на государством контролируемых телевизионных каналах? Полная информационная пломба?



Анна Качкаева : Думаю, что - да. У этой истории слишком много боли, слишком много неясного, слишком много вроде бы виноватых и вроде бы невиновных, много стечений обстоятельств. Наконец, есть такая логика, в конце концов, даже в информационных технологиях это применяется, лучше не замечать теперь уже эту горстку несчастных людей. Потому что в масштабе страны это, действительно, маленькая горстка, а для страны трагедия эта трагедией так и не стала. Я вчера посмотрела, кстати, "Живой журнал" на эту тему, и хотя довольно большое количество интернет-пользователей и блоггеров так или иначе упоминали эту тему и обсуждали, что, вообще-то, День города можно было бы перенести, и трансляции как-то праздничные немножечко смикшировать, но, честно говоря, было довольно много разговоров и по поводу того, что "все эти ваши сопли и слюнявые, гнилые разговоры совершенно ничему не помогают. И не надо миллионам людей портить выходные и праздник. В конце концов, трагедии случались, случаются и случаться будут".


Я думаю, что вот это умонастроение - это ощущение очень точно чувствуют и люди, которые занимаются смыслами на телевидении, которые идеологически обеспечивают то, что называется информационными кампаниями.




XS
SM
MD
LG