Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Самый левый художник «азиатской России». Работы Уфимцева выставлены в Третьяковке


Виктор Иванович Уфимцев. «Погонщик верблюда». 1930-е годы. Холст, масло

Виктор Иванович Уфимцев. «Погонщик верблюда». 1930-е годы. Холст, масло

В новом экспозиционном пространстве Третьяковской галереи — Выставочном зале в Толмачах — решено показывать произведения незаслуженно забытых художников. Очередной в этом цикле стала выставка Виктора Уфимцева, его творчество было связано сначала с Сибирью, а затем со Средней Азией.


Когда в 1919 году группа футуристов во главе с Давидом Бурлюком, совершая турне по Уралу и Сибири, доехала до Омска, Виктор Уфимцев с друзьями пришли на выступление тех, кого они считали «шарлатанами и скандалистами» с карманами, как вспоминал художник, «набитыми всякой дрянью». Однако, вместо того, чтобы дать отпор заезжим живописцам и поэтам, воспитанный на передвижниках Уфимцев в один вечер сам превратился в футуриста.


На выставке есть тому доказательство — несколько работ 1920-х годов, о которых рассказывает один из авторов экспозиции Яна Шклярская из Межрегионального общественного фонда «Старые годы»: «Например, вот эта работа — женских портрет 20-х годов. Живописная вещь — "Подсолнухи". И еще одна — "Двое в парке"».


— Остановимся на этом женском портрете.
— Женская фигура, сидящая, представлена здесь в виде разделенного на геометрические фигуры какого-то тела. Она здесь похожа на ромб. Вот эта угловатость, стремление к геометризму, конечно, такие признаки авангарда.


— Меня заинтриговало то, как построена экспозиция, потому что обычно ее выстраивают по хронологическому принципу, если это монографическая экспозиция, а здесь, в общем, рядом висят работы разных лет. Почему так сделали?
— Нам хотелось именно провести линию от раннего этапа творчества к позднему, как бы игнорируя темный период конца 30-40-х годов, когда он был очень ограничен в своих живописных исканиях в области формы, когда он больше занимался соцреализмом. Нам хотелось показать, что линия его поисков не прерывалась, и что поздние вещи конца 50-х — начала 60-х годов вполне достойно и органично смотрятся рядом с ранними, которые вышли из авангарда.


— Более того, если не знать, можно решить, что это — ранние работы.
— Это обманчивое впечатление, потому что он все-таки нашел свой язык, адекватный другому времени. И в некоторых вещах он предвосхищает суровый стиль, который во втором зале.


В собрании Третьяковки работ Уфимцева нет, о чем в галерее, конечно же, сожалеют. А предоставили картины на выставку два омских музея — Музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля и Омский Государственный историко-краеведческий музей. Московский участник — это Музей Востока, что неудивительно: из Сибири художник переехал в Ташкент, где и были созданы самые броские его работы — яркие, словно из кристаллов составленные.


XS
SM
MD
LG