Ссылки для упрощенного доступа

Здоровье кандидата. Медицинский аспект президентской кампании


Президент Кеннеди страдал болезнью Аддисона
Президент Кеннеди страдал болезнью Аддисона

О том, что президенту Соединенных Штатов требуется крепкое здоровье, говорить излишне. Тем не менее, ни Конституция, ни законы не требуют от кандидата в президенты проходить медицинскую комиссию и сообщать о состоянии своего здоровья широкой публике. В США было четыре главы государства, скончавшихся при исполнении обязанностей. Многие другие страдали тяжелыми недугами, но широкая публика об этом ничего не знала.


Рассказывает профессор истории Северовосточного университета (Northeastern University) в Бостоне Роберт Гилберт (Robert E. Gilbert): « Президент Кеннеди страдал болезнью Аддисона (Addison’s disease). Белый Дом отрицал это. Президент Эйзенхауэр в 1955 году перенес тяжелый сердечный приступ. Белый Дом признал, что приступ был, но охарактеризовал его как легкий. Вудро Вильсон пережил сильнейший удар и провел в постели несколько месяцев. Первое сообщение Белого дома гласило, что президент недомогает из-за несварения желудка. Так что многие болезни либо скрывались, либо преуменьшалась их серьезность».


Случай Вудро Вильсона — самый серьезный в истории США. Президента хватил удар в октябре 1919 года, во время поездки по стране. В течение нескольких месяцев он оставался фактически недееспособен, не покидал стены Белого Дома и передвигался на инвалидной коляске. Его болезнь тщательно скрывалась не только от народа, но и от членов кабинета. Вопросы о допуске к президенту, о том, какие документы ему дать на подпись и какие новости рассказать, решала первая леди Эдит Вильсон. Президент Вильсон так до конца и не оправился от удара. Левая сторона его тела осталась частично парализованной, он передвигался только с помощью трости и не мог в полном объеме исполнять свои обязанности.


Имеет значение и состояние здоровья жены президента. Если она страдает каким-либо хроническим заболеванием, это может отразиться на настроении и работоспособности главы государства.


«Жена президента Маккинли страдала эпилепсией, — говорит Роберт Гилберт. — И время от времени с ней случались припадки во время каких-нибудь мероприятий в Белом доме, например, на званых обедах. Президент в таких случаях закрывал лицо жены салфеткой, чтобы скрыть тот факт, что у нее такая неприятная болезнь. Президент Маккинли делал вид, что у супруги обморок. Не думаю, что такие вещи возможны сегодня, в телевизионную эпоху, но это было гораздо проще сто лет назад».


Скрыть серьезную болезнь главы государства сегодня невозможно тем более. Президент регулярно проходит медосмотр, его результаты публикуются Белым Домом. Однако всегда ли следует информировать публику? Доктор Гилберт так не считает: «Я полагаю, это очень сложный вопрос. В ряде случаев американцы просто не понимают природу заболевания, не могут судить о ее особенностях и в результате могут заключить, что та или иная болезнь делает кандидата непригодным для должности, на которую он претендует. Будет ли разумно со стороны кандидата или даже президента раскрывать медицинскую информацию, которая может быть превратно истолкована страной, а это, в свою очередь, может привести к снижению эффективности политического лидера?»


Среди нынешних кандидатов в президенты есть люди, состояние здоровья которых оставляет желать лучшего. Фаворит республиканцев Руди Джулиани, у которого в 2001 году заканчивался второй и последний срок полномочий мэра Нью-Йорка, выставил свою кандидатуру на выборах в Сенат. Однако в апреле 2000 года у него возникли серьезные проблемы со здоровьем. Джулиани сделал заявление для прессы: «Добрый вечер. Вчера у меня диагностировали рак простаты. Эта форма поддается лечению, она обнаружена на ранней стадии, и пока слишком рано решать, что мне с этим делать. В течение будущей недели, может быть, двух или трех недель я решу вместе с врачами, какой курс лечения будет наилучшим и оптимальным. Само собой разумеется, то, что у меня рак — это плохая новость. Но есть и хорошая новость: существует много вариантов лечения, и потребуется некоторое время, чтобы определить, какой из них приведет к полному излечению».


В итоге Джулиани сошел с дистанции, и сенатором от штата Нью-Йорк была избрана Хиллари Клинтон. Сегодня, спустя шесть с лишним лет, Руди Джулиани говорит, что чувствует себя отлично и полностью избавился от рака.


В августе 2000 года у сенатора Джона Маккейна, который участвовал тогда в президентских выборах и теперь участвует снова, врачи диагностировали злокачественную меланому на коже головы в районе виска и на руке. Сегодня он тоже говорит, что здоров.


В апреле этого года бывший сенатор Фред Томпсон, еще один возможный кандидат республиканцев, заявил, что у него обнаружена злокачественная опухоль лимфатической ткани — лимфома: «Около двух с половиной лет назад я проходил обычное медицинское обследование, и врач обнаружил у меня на шее маленькую опухоль. Вскоре после этого я пошел проверять, что это такое. Оказалось, это, как сказали доктора, вялотекущая лимфома. Мне рассказали, что существует свыше 30 разновидностей лимфомы. Некоторые очень агрессивные, некоторые, как у меня, вялые или совсем неагрессивные. Моя, к счастью, именно этого, хорошего вида, если вообще можно назвать что-либо в этом роде хорошим», — заявил Фред Томпсон.


Не миновала беда и жен некоторых кандидатов. Бывший сенатор Джон Эдвардс участвовал в выборах 2004 года в качестве кандидата в вице-президенты от Демократической партии. На следующий день после того, как Джон Керри и Джон Эдвардс признали свое поражение, у жены Эдвардса Элизабет был диагностирован рак груди. Она прошла курс лечения и как будто избавилась от угрозы, но вот в этом году, уже после того, как Эдвардс начал свою президентскую кампанию, врачи сообщили его жене о рецидиве — на этот раз раковые клетки обнаружены в костной ткани. Это неоперабельная стадия. Течение смертельной болезни можно только замедлить, но не остановить. Джон Эдвардс, тем не менее, решил продолжать кампанию: «Пришел врач. Я сказал: "Мне нужно знать. Мы должны принять трудное решение. Мы знаем, чего мы хотим. Но я должен знать, способна ли Элизабет на это физически. Не сидеть дома и смотреть на меня по телевизору, а ездить со мной по стране, участвовать в кампании — хватит у нее физических сил на эту необходимую работу? Страна должна видеть и слышать ее". И доктор сказал: "Да, физически она вполне способна делать это"». — Это фрагмент из интервью Эдвардсов обозревателю телекомпании CBS Кэти Кьюрик. Эту программу критиковали за слишком жесткие вопросы и недопустимое вторжение в частную жизнь. Но супруги сами согласились на такую, почти предельную, откровенность. Вот отрывок диалога Кэти Кьюрик и Элизабет Эдвардс.


— Вы смотрите в глаза возможной смерти...
— Разве мы не все в них смотрим?


— И думаете при этом: «Я не хочу лишить страну такого лидера, как мой муж».
— Это будет мое наследие, разве нет, Кэти? Лишить этого прекрасного человека возможности служить своей стране... Я не хочу, чтобы меня помнили за это.


«Политика — циничный бизнес», — говорит далее Кэти Кьюрик. «Я не знала об этом», — отвечает Элизабет Эдвардс.


XS
SM
MD
LG