Ссылки для упрощенного доступа

Сюжеты

Виталий Портников: «Неча на Гавела пенять...»


Бывший президент Чехии Вацлав Гавел, приехавший в Польшу для участия в экономическом форуме, беседовал с преподавателями и студентами Краковского университета о угрозах для польской демократии. Посоветовав полякам поскорее провести парламентские выборы, Гавел сказал о возможности приглашения международных наблюдателей, которые гарантировали бы, что и само волеизъявление избирателей, и подсчет голосов – пройдут без эксцессов.


У многих польских политиков заявление Гавела вызвало небывалое раздражение. В польских СМИ пишут, что бывший чешский президент перестал ориентироваться в политической ситуации в Польше, слишком доверяет друзьям-либералам, "Михникам и прочим Геремекам" и – самое главное – посмел усомниться в качестве польской демократии.


Цитирую я здесь не журналистов, не читательские отклики на форумах, а депутатов польского парламента. Один из них был настолько возмущен предложением Гавела пригласить наблюдателей на выборы, что напомнил бывшему президенту: Польша – не какая-то там "Россия, Украина или Беларусь".


Это эмоциональное высказывание – не просто реакция на слова чешского политика и писателя, но еще и проявление того самого центральноевропейского чванства, которое многие десятилетия разделяло народы континента и до сих пор отнюдь не содействует установлению атмосферы доверия.


Не буду убеждать читателя, что украинские выборы не сравнимы с российскими, а российские – с белорусскими. Просто свои проблемы с демократией имеет каждая страна, только недавно перешедшая от голосования за одного-единственного рекомендованного парткомом кандидата к возможности выбора. В такой ситуации всегда немало людей, готовых манипулировать общественным мнением, использовать властные рычаги, нарушать закон, давать невыполнимые обещания. И в этом смысле польская демократия не слишком отличается от постсоветской, потому что стиль, предложенный польскому избирателю братьями Качиньскими, не сильно отличается от стиля, выработанного для Владимира Путина. Просто у Путина нет брата-близнеца, но есть "Газпром" – и неизвестно еще, что является лучшим подспорьем.


А если сравнивать польскую и украинскую демократии, вообще трудно найти какие-либо серьезные отличия. И в Киеве, и в Варшаве проходит откровенное соревнование в популизме. И украинский, и польский телеэфир переполнен выступлениями политиков со взаимными обвинениями, обещаниями кисельных берегов и рассказами о том, как претендентов спонсируют "олигархи".


Уже само это сходство вызывает живейшее беспокойство за нынешнее состояние польской демократии: то, что для Украины стало непростым этапом в общественном развитии, для Польши может оказаться непростым этапом в общественной деградации. Но стоит ли обвинять в этом Вацлава Гавела? И является ли нескрываемое презрение к соседям признаком успешного развития страны, делающей свои первые шаги в Европейском союзе? Ведь чванство – первый признак того, что дела на самом деле обстоят совсем не так хорошо.


XS
SM
MD
LG