Ссылки для упрощенного доступа

6-я годовщина террористической атаки на США


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Кирилл Кобрин.



Александр Гостев : В США и во всем мире сегодня вспоминают жертв терактов 11 сентября 2001 года. В этом году мемориальные церемонии значительно скромнее, чем в прошлом, когда после трагедии прошло пять лет. Впервые в Нью-Йорке родственники и друзья погибших и спасатели собрались не на том самом месте, где стояли «башни-близнецы», а в парке неподалеку. Через полчаса в городе погибших помянут колокольным звоном - это тот самый момент, когда первый самолет, угнанный террористами, врезался в одно из зданий Всемирного торгового центра. Президент США Джордж Буш принимает участие в мемориальной церемонии в Вашингтоне. Такая же церемония проходит и в Пенсильвании, где 11 сентября упал четвертый авиалайнер. О политических последствиях событий шестилетней давности, о том, как политики и эксперты оценивают промежуточные итоги «войны с террором», объявленной Джорджом Бушем, мой коллега Кирилл Кобрин.



Кирилл Кобрин : Очередная годовщина терактов 11 сентября пришлась на очень оживленное время в американской политике. Разворачивается президентская избирательная кампания, один из участников которой, Рудольф Джулиани, шесть лет назад бывший мэром Нью-Йорка. Сегодня в США активно обсуждается призыв некоторых общественных организаций к Джулиани - не выступать на мемориальных церемониях, с тем, чтобы не использовать человеческие трагедии в политических целях.


К годовщине терактов появилось и новое видеообращение лидера «Аль-Каиды» Усамы бин Ладена, который взял на себя всю ответственность за события 11 сентября 2001 года. Несколько дней назад была обнародована запись бин Ладена, где он призвал американцев обратиться в ислам. В еще одном обращении, появившемся только что, экстремист восхваляет одного из исполнителей нью-йоркского теракта. Бин Ладен остается «целью номер один» для американских военных и спецслужб, однако в руководстве Соединенных Штатов нет единства по вопросу о реальной опасности, которую он собой представляет. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов.



Ян Рунов: Директор ЦРУ генерал Майкл Хайден заявил, что «центральное руководство "Аль-Каиды" планирует крупномасштабный акт внутри США». А через два дня после заявления директора ЦРУ советник Белого дома по вопросам внутренней безопасности Френсис Таунсенд принижает опасность. В интервью телекомпании «Фокс-ньюс» Френсис Таунсенд заявляет, что бин Ладен, фактически, бессилен и в бегах.


Конечно, как пишут американские эксперты, борьба с исламским экстремизмом - это борьба не с одним бин Ладеном, убийство которого не станет решением проблемы, как казнь Саддама Хусейна не стала решением проблемы Ирака. Тем не менее, уничтожение бин Ладена или его первого помощника Аймана аль-Завахири стало бы актом правосудия.


Среди других проблем, которые не удалось решить Америке за 6 лет войны с терроризмом, это антиамериканизм мусульманского мира.


Вот как ответил на вопрос, чего удалось и не удалось добиться США в борьбе с терроризмом за 6 лет, вице-президент вашингтонского Совета по американской внешней политике Илан Берман.



Илан Берман: Не удивительно, что некоторые считают бин Ладена крупнейшей символической фигурой в войне против терроризма и исламо-фашизма, однако на тактическом уровне не имеет значения, жив он или мертв, немощен или здоров. Важнее тот факт, что у США за 6 лет так и не была выработана единая стратегия борьбы с терроризмом, не найден ключ к решению пакистанской проблемы, мы не можем добраться до наших противников, которые находятся на пакистано-афганской границе и в других районах вдали от США. Да, бин Ладен - это символическая фигура, это символ нашей неэффективной антитеррористической политики.



Ян Рунов: А каковы успехи США в области обеспечения внутренней безопасности?



Илан Берман: Всегда легче нападать, чем защищаться. Поэтому надо отдать должное и Министерству внутренней безопасности, которым руководит Чертофф, а до него Том Ридж, и другим службам, ответственным за внутреннюю безопасность, потому что за 6 лет не было ни одного теракта на американской территории. И это не потому, что террористы не пытались что-то сделать. Известно, что попытки были, но их удавалось предотвратить. Однако при всех плюсах внутренних антитеррористических мер, нет никакой гарантии, что в будущем на нас опять не нападут.



Ян Рунов: Оценка, которую вице-президент вашингтонского Совета по американской внешней политике Илан Берман дал службам внутренней безопасности, не совпадает с оценкой влиятельного сенатора-демократа из Нью-Йорка Чарлза Шумера, который в своем докладе поставил Министерству внутренней безопасности тройку (по американской системе оценок «Си»). Он подверг критике степень готовности к последствиям терактов, финансирование защиты районов повышенного риска, меры защиты системы общественного и грузового транспорта. По его мнению, наибольшего успеха (на отметку 4, то есть «Би») удалось достигнуть в области защиты от ядерного, химического и биологического оружия.



Кирилл Кобрин : Итак, главным политическим последствием терактов 11 сентября стало появление идеологической концепции «война с террором», которая была реализована - с разными результатами - сначала в Афганистане, а потом и в Ираке. «Война с террором» стала важнейшим фактором и внутренней политики США, в частности, во время избирательной кампании 2004 года. Что же до реальных мер безопасности, то они, безусловно, принесли свои плоды - больше террористических нападений на территории США не было. Говорит глава Министерства внутренней безопасности (ведомства, созданного после 11 сентября 2001 года) Майкл Чертофф:



Майкл Чертофф : Мне совершенно ясно, что сейчас мы в гораздо большей безопасности, чем это было до 11 сентября 2001 года. Ясно также, что предстоит сделать еще очень многое, поскольку враг не дремлет. Он постоянно меняет тактику и стратегию. Если мы будем стоять на месте или, что еще хуже, отступим, враг тут же получит преимущества, а этого мы никак не можем допустить.



Кирилл Кобрин : Первые внешнеполитические шаги Соединенных Штатов в объявленной ими «войне с террором» тоже дали положительные результаты - операция в Афганистане была осуществлена широкой коалицией с санкции ООН. Но вот уже дальнейшие внешнеполитические действия администрации президента Буша вызвали жесткую критику, даже среди союзников Вашингтона - таково мнение Алексея Арбатова, руководителя Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Российской Академии Наук.



Алексей Арбатов: Если операция в Афганистане, которая была проведена антитеррористической коалицией, была успешной, то операция в Ираке, которую Соединенные Штаты провели без санкции ООН, с несколькими союзниками, которых они назвали коалицией желающих, привела к прямо противоположным результатам. Она привела к подъему терроризма, к дальнейшему распространению ядерного оружия и в значительной степени расколола коалицию государств, сложившуюся после 11 сентября и успешно осуществившую операцию по подавлению "Талибана" и "Аль-Каиды" в Афганистане. Вот сейчас мир снова стоит на перепутье - или возобладает тенденция взаимодействия, сотрудничества с этой самой острой угрозой международной безопасности, если иметь в виду терроризм, который может получить доступ к оружию массового уничтожения; или опять государства будут действовать врозь и даже противодействовать друг другу.



Кирилл Кобрин : Это было мнение Алексея Арбатова, руководителя Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений.


XS
SM
MD
LG