Ссылки для упрощенного доступа

Вячеслав Пахомов: "Мы дойдем до того, что построим железную дорогу, а вывозить будет нечего!"


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Евгения Назарец.



Александр Гостев : Свердловские ученые заявляют, что власти Уральского Федерального округа лоббируют проект, который по своей экономической необоснованности может оставить позади советскую стройку - Байкало-Амурскую Магистраль (знаменитый БАМ). Проект «Урал Промышленный - Урал Полярный» поддержала «Единая Россия». Идея только на начальном этапе «стоит» не менее 500 миллиардов рублей и предполагает строительство железной дороги ради освоения месторождений полезных ископаемых. Рассказывает екатеринбургский корреспондент Радио Свобода Евгения Назарец.



Евгения Назарец : Идея строительства 800-километровой железной дороги по восточному склону уральских гор из полярных широт в Свердловскую область получила большую политическую поддержку. «За» выступила «Единая Россия» на прошлогоднем съезде в Екатеринбурге, лоббирует проект «Урал Промышленный - Урал Полярный» полпредство президента в Уральском Федеральном округе. Представителей этого ведомства уральские ученые на "круглый стол" с участием журналистов не дождались. Очередной раз не дождались, резюмирует Владимир Волков, заместитель председателя межрегиональной ассоциации «Большой Урал».



Владимир Волков : Решение по деньгам принято, но пресса там, пусть там пошумят. Мы знаем, что делать. И вот отсюда возникают риски, появление ошибок, которые будут стоить бюджетам миллиарды рублей и долларов.



Евгения Назарец : Уральские предприятия испытывают большой дефицит сырья. Обеспеченность железорудным сырьем - лишь треть от необходимого, медными концентратами - наполовину, энергетическим углем - 15 процентов. Но говорить, что запасы полярного Урала решат проблемы региона и даже половины России - это авантюризм, утверждает старший научный сотрудник отделения проблем природопользования Уральского отделения Российской академии наук Вячеслав Пахомов:



Вячеслав Пахомов : Вот прогнозные ресурсы бурого угля - 20 миллиардов тонн, а те, которые апробированы и вошли в баланс, - всего 2 миллиарда. Вот из этих балансов и запасов, может быть, только половина (это как практика говорит) вовлечена в хозяйственный оборот. То есть промышленных запасов там всего 800 миллионов. Вот, скажем, по железу. 9 миллиардов тонн. А истинных запасов, которые поставлены на баланс Государственной комиссией по запасам, всего 57 миллионов. Мы дойдем до того, что мы построим железную дорогу, а вывозить будет нечего! Не нужно верить там словам, которые говорят чиновники.



Евгения Назарец : По планам чиновников проект «Урал Промышленный - Урал Полярный», что называется, «пойдет» за счет инвестиций частного бизнеса. 350 миллиардов рублей - только на строительство железной дроги протяженностью не менее 800 километров. Плюс инфраструктура и капитальные затраты на освоение месторождений не менее 150 миллиардов. Но прежде должна состояться скрупулезная геологическая разведка ценою не менее 45 миллиардов рублей. Иначе руководители бизнеса имеют все основания судить по поводу запасов полярного Урала, также как владелец Уральской горно-металлургической компании Андрей Козицын. С ним ученый-геолог Вячеслав Пахомов беседовал лично:



Вячеслав Пахомов : Он говорит: "У меня такая стратегия. Там, где ресурсы с буквой "П", я туда даже и не смотрю".



Евгения Назарец : Буква «П» в отношении месторождения означает «прогнозный ресурс», который в лучшем случае оправдается процентов на пять. Таким образом, месторождения полярного Урала в реальности получатся очень средненькими, каких много в более удобных местах по всему Уралу, резюмируют геологи. Ради этого не стоит вредить экологии полярного Урала, настаивает заместитель директора Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук Владимир Богданов.



Владимир Богданов : В этом году принят новый Водоохранный кодекс, новый Градостроительный кодекс, которые сильно развязывают руки организациям, которые используют природные ресурсы. Водоохранной зоны вокруг нерестовых мест сейчас нет. Она была километровая, а сейчас 200 метров. Это фактически отсутствие.



Евгения Назарец : Итог этому обсуждению среди согласных подвел директор Института экономики Уральского отделения Российской академии наук Александр Татаркин:



Александр Татаркин : И всех, кто вклинивается как-то порассуждать на эту проблему, объявляется если не врагом региона, то, по крайней мере, человеком, который "меня не уважает". Опять же непонятно кого не уважает. Или вовлечет в теневую сферу.



Евгения Назарец : Свердловские журналисты с самого начала сократили название проекта «Урал Промышленный - Урал Полярный» до куцего и смешного «УП-УП». Но ученым не смешно, они говорят, что этот «два раза УП» может обойтись дороже, чем БАМ.



XS
SM
MD
LG