Ссылки для упрощенного доступа

Америка после 11 сентября


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шарый.



Александр Гостев : Как долго мы останемся? Сопровожденный таким заголовком портрет командующего американской военной группировкой в Ираке генерала Дэвида Петреуса помещен на обложку свежего номера еженедельника "Тайм". Двухдневный доклад генерала Петреуса, о перспективах вывода американского контингента и окончании боевых действий в Ираке представителем американского конгресса находится в центре внимания общественности США. Эти дебаты совпали с 6-й годовщиной трагедии 11 сентября, после которой президент Джордж Буш объявил о начале войны с терроризмом. Этапом этой войны стало американское военное вторжение в Ирак. Об Америке после 11 сентября и о перспективах развития ситуации в Ираке мой коллега Андрей Шарый в рамках рубрики "Мировая политика" побеседовал с известным американским журналистом Полом Куин-Джадом. Проработавший много лет в Москве Куин-Джад начал карьеру журналиста во время войны во Вьетнами. Последние десятилетия он проработал в журнале "Тайм".



Андрей Шарый : Прошло 6 лет после этого ужасного теракта. Вы себя чувствуете в большей безопасности, меньшей безопасности? Эта тема присутствует в разговорах с друзьями?



Пол Куин-Джад : Подсознательно это все еще существует. Я не могу сказать, что каждый день кто-то обсуждает этот вопрос. Но, с другой стороны, я знаю, как человек с семьей, я все больше интересуюсь, где находятся мои дети. Просто потому что новое чувство, новое ощущение какой-то неопределенности в жизни возникло после этого, по-моему, главное, коренное изменение в нашей жизни.



Андрей Шарый : А российские средства массовой информации акцентируют то обстоятельство, что, согласно некоторым опросам общественного мнения, все больше и больше американцев не доверяют деятельности правительства, якобы ходят разговоры о том, что Белый дом знал, предполагал о том, что это может быть, не все сделали для того, чтобы предотвратить этот теракт. Эта тема присутствует, как тема для дискуссии, скажем, в американской журналистике?



Пол Куин-Джад : Тема недоверия к президенту, конечно, присутствует. Слава богу, у нас есть такая возможность. В основном, сейчас критика направляется не столько к этому вопросу, а сосредотачивается на более общем вопросе о компетентности господина Буша, в которой многие сомневаются. Я лично думаю, что вполне справедливо. Мы сейчас смотрим на деятельность президента по иному. Мы считаем, что он мог бы что-то более разумное предпринять до этого. Верно это или нет? Я не вполне уверен.



Андрей Шарый : За 6 минувших лет политические отношения Москвы и Вашингтона проделали своего рода кульбит. В Вашингтоне с благодарностью восприняли заявление Владимира Путина о союзнических отношениях с США сразу после теракта. Мы помним сотрудничество, в том числе и военное в Афганистане, когда Россия предоставляла свою техническую поддержку размещения американских войск в Афганистане.



Пол Куин-Джад : Да.



Андрей Шарый : Сейчас многое очень изменилось. Очередное похолодание в отношениях между Москвой и Вашингтоном. Тем не менее, при случае в Москве не упускают возможности для того, чтобы подчеркнуть, что существуют разные фронты борьбы с терроризмом. В этом отношении Москва и Вашингтон действуют как бы за одно. Пример - это Ингушетия. Буквально на днях заявили о том, что там тоже действуют ячейки "Аль-Каиды". И тут как-то нам американцы вроде друзья и братья. Как в США смотрят на этот вопрос? Существует ли этот фронт, единой какой-то борьбы с терроризмом? Как здесь с союзническими отношениями с Москвой?



Пол Куин-Джад : Что явно мне как наблюдателю? Это то, что отношение к России не только по поводу событий, скажем, в Чечне или на Северном Кавказе, коренным образом изменилось. И сейчас с большим недоверием мы смотрим на Путина, американские власти. Я думаю, что и многие американские наблюдатели тоже. Я бы сказал, что мало кто в Вашингтоне поверит официальной версии событий, российской версии событий.



Андрей Шарый : Буш объявил войну террору после 11 сентября. И вот прошло 6 лет. Выигрывается эта война, проигрывается, идут окопные бои? Что происходит, на ваш взгляд, по вашим оценкам?



Пол Куин-Джад : В Ираке, к сожалению, по-моему, уже проиграли. В Америке сейчас отношение общей усталости по поводу войны. И какие-то параллели сейчас делаются между Вьетнамом и Ираком. Часто это довольно-таки глупые констатации, но одно очень точно, что Америка проиграла войну во Вьетнаме из-за слабости политических властей во Вьетнаме, в Южном Вьетнаме к концу войны. Я там был в это время. Тоже самое повторяется в Багдаде сегодня. У них очень слабое правительство, которое вообще не пользуется народным доверием. Я думаю, что это самое слабое звено. Очень хорошо, если на самом деле все идет лучше на военном плане, как утверждает сейчас генерал Петреус. Но в этом не суть. Чтобы не делали американские войска или их иракские военные союзники, ничего не изменится там, если не будет по-настоящему популярного, дееспособного правительства.



Андрей Шарый : А что теперь можно сделать? Какой выход из этой ситуации более или менее конструктивный?



Пол Куин-Джад : В том-то и дело, что мы в тупиковом положении. Если вывести войска прямо сейчас, это будет катастрофа. Если остаться там, может быть, катастрофа дольше длиться.



Андрей Шарый : У вас есть ощущение, что противники президента Буша, те, кто добиваются победы демократов на следующих выборах, имеют конструктивный план решения этих проблем?



Пол Куин-Джад : Пока это не видно. С другой стороны, я боюсь, что никакого конструктивного плана вообще нет.



XS
SM
MD
LG