Ссылки для упрощенного доступа

Елена Рыковцева: «Неблагонадежный при всех режимах»


На днях в офис небольшой компании Vinlund (специализация – грузовые перевозки и закупка небольших партий качественного вина) пришли сотрудники ОБЭП (отдел по борьбе с экономическими преступлениями). Как бы случайно – сразу после того, как руководитель компании вышел из офиса. Однако его отсутствие не помешало провести обыск и изъять восемь компьютеров, серверы, печать и всю финансовую документацию. И хотя работникам фирмы (в жесткой форме) запретили звонить по телефонам, им все же удалось вызвать милицию, и только тогда, наконец, ОБЭП предъявил «постановление о проверке финансово-хозяйственной деятельности фирмы Vinlund».

Сейчас деятельность фирмы, понятно, парализована, а ее сотрудники пишут во все инстанции жалобы на грубое поведение ОБЭПовцев и пытаются добиться ответа на вопрос: за что?

А ответ можно получить не в милиции, а на сайте Фонда защиты гласности, где под логотипом «Премия имени Андрея Сахарова "Журналистика как поступок"» вывешены мнения членов жюри этого конкурса по поводу самой премии и персоны ее учредителя – Петра Винса.

Цитирую Алексея Симонова: «Премия имени Сахарова учреждена иностранным бизнесменом, американцем Питером Винсом. Однако на месте патриотов я бы не торопился бить в барабаны тревоги. До 22 лет Питер, которого тогда наверняка звали Петей, был гражданином СССР и вдоволь хлебнул всех прелестей инакомыслия в стране, название которой мы теперь пишем в графе "место рождения"».

Инна Руденко: «У истоков рождения премии имени Андрея Сахарова "За журналистику как поступок" лежит... поступок. Замечательный человек Питер Винс, сегодня американский предприниматель, родившийся в Советском Союзе, мальчишкой хорошо запомнил, каким гонениям и издевательствам подвергался его отправленный в ссылку отец, вся его семья за свои религиозные убеждения. И навсегда остался благодарен человеку, который не дал им тогда сгинуть, пропасть, – Андрею Дмитриевичу Сахарову. Учрежденная Питером Винсом журналистская премия – дань благодарности, дань памяти великому человеку».

А теперь Петр Винс – о себе самом: «Когда мне было 17 лет, моего отца второй раз посадили. На этот раз на 10 лет в лагерь строгого режима в Якутии. В то время мы и познакомились с Еленой Георгиевной Боннэр и Андреем Дмитриевичем Сахаровым и другими правозащитниками. Они оказывали нам очень большую помощь… Я в свою очередь, стал интересоваться, чем могу помочь им. Так постепенно я стал заниматься правозащитной деятельностью, вошел в Хельсинкскую группу, тут и подоспел лагерь. А потом, когда пятерых наших политических заключенных, в числе которых был мой отец, обменяли на двух советских шпионов, мы перебрались в Америку. Начался другой этап жизни. Третий этап жизни наступил, когда я вновь вернулся в Россию. У меня было желание как-то почтить память Андрея Дмитриевича. Я видел, что растет молодежь, которая ничего не знает о нашей новейшей истории – им это не интересно. У меня тогда была идея организовать конкурс среди школьников на лучшую работу по вопросам правозащитного движения в Советском Союзе».

А потом у него появилась еще одна идея – премии за честную и смелую журналистику. Одним из лауреатов премии имени Сахарова, а потом и членом жюри, была Анна Политковская.

Сам Петр Винс никогда не навязывал своего мнения членам жюри. Он только однажды – тайно! – воспользовался «служебным положением».

На конкурс пришла работа из Красноярска – об интернате для детей, больных ВИЧ и поэтому брошенных своими матерями. Винс прочитал и через всю страну послал в Красноярск трейлер, груженый детскими вещами. И просил своего референта связаться с автором публикации, чтобы та проследила, дошел ли груз по назначению. А референт по секрету рассказал об этом одному из членов жюри. А он сейчас – мне.

Понятно, что учредитель премии имени Сахарова и глава фирмы Vinlund – одно и то же лицо. Мог ли на такого человека перед выборами не «наехать» ОБЭП? Сегодня он поддерживает «журналистику как поступок», а завтра даст денег на акцию протеста.
Кстати, у Петра Винса не так уж много денег. Он представитель того бизнеса, который называется «мелким и средним». Значит, пришла их очередь. Значит, с неблагонадежными «крупными» разобрались окончательно.


XS
SM
MD
LG