Ссылки для упрощенного доступа

«Варшава Зингера». Еврейский фестиваль в Польше


Исаак Башевис Зингер. Фрагмент фрески. Флагстафф, Аризона. [Фото — <a href="http://de.wikipedia.org/wiki/Bild:Isaac_Bashevis_Singer_mural_FLG_AZ_USA_6921.jpg" target=_blank>Wikipedia</a>]
Исаак Башевис Зингер. Фрагмент фрески. Флагстафф, Аризона. [Фото — <a href="http://de.wikipedia.org/wiki/Bild:Isaac_Bashevis_Singer_mural_FLG_AZ_USA_6921.jpg" target=_blank>Wikipedia</a>]

«Варшава Зингера» — так назвали в Польше IV Фестиваль еврейской культуры. Лауреат Нобелевской премии Зингер родился в Варшаве, здесь берегут его память.


Евреи живут на польских землях более тысячи лет. Со времен первого Польского королевства, а затем создания Речи Посполитой в 1569 году Польша была одним из наиболее толерантных государств в Европе и стала домом для многочисленного еврейского сообщества. В начале минувшего века ситуация, однако, выглядела уже значительно хуже. В межвоенный период, когда в Польше жили около 3 миллионов евреев, антисемитизм был уже серьезной проблемой польского общества. Однако во время войны, когда в результате холокоста было уничтожено около 90% польских евреев, поляки, за редкими исключениями, массово спасали своих еврейских соседей.


После Второй мировой войны началась массовая иммиграция, в том числе, в результате инициированной в 1968 году властями «антисионистской кампании», имевшей, кстати, значительную поддержку и среди населения. Это нередко связывают с тем, что польские евреи поддерживали коммунистов, что в то время автоматически означало быть вражески настроенным против поляков. Доктор Михал Ягелло, однако, считает такие аргументы некорректными: «Если в таком подходе есть логика, то это логика опасная и безумная. Кроме того, это очень избирательный подход. Обращают внимание на то, что Троцкий и другие были евреями, а о том, что истинный поляк — Дзержинский — тоже был среди них, вспоминают редко. Некоторые из нас — поляков, хотели бы упростить для себя историю, создавая такую картинку: коммунизм вводили в Польше, в основном, евреи, они доминировали в партии, карательных службах, а это — очевидная неправда. В восточной Польше в органах было много этнических белорусов, но они шли туда не как белорусы, а как коммунисты. По-моему, в таких делах вопрос национальной принадлежности отходит на третий-четвертый план».


После 1989 года, когда Польша стала свободной, ситуация кардинально изменилась. В стране начали проходить многочисленные фестивали, посвященные культурам национальных меньшинств — в том числе, еврейской.


Один из них — варшавский Фестиваль еврейской культуры «Варшава Зингера». В первый раз этот фестиваль прошел в польской столице в столетний юбилей со дня рождения Исаака Башевиса Зингера — в 2004 году, — поэтому его вполне можно назвать фестивалем молодым, однако по своему размаху это одно из самых крупных мероприятий такого характера в Польше. Исаака Зингера многие в Польше считают своим, поскольку писатель-нобелист до конца своей жизни, несмотря на эмиграцию в США, был тесно связан со своим родным городом. Американский писатель, знаток и преподаватель литературы Кевин Хорварт написал, что Зингер «никогда не прекратил писать на идиш, как будто никогда не уезжал из Варшавы».


Примечательно, что даже эмблема фестиваля представляет собой композицию из двух символов: еврейского — скрипач на крыше, и варшавской русалки. В нынешнем году фестиваль длился 9 дней и состоял из 140 различных акций — выставок, концертов, школ танца, кухни, презентаций новинок литературы, кинопремьер. Говорит главный организатор фестиваля, председатель фонда «Шалом» Голда Тенцер: «Театральный форум, музыкальный фестиваль, мероприятия будут проходить на улицах, где когда-то в Варшаве жили главным образом евреи — на улице Пружна, например. Концерт симфонической музыки посетители услышат Варшавский симфонический оркестр. Каждый может найти что-то для себя».


Варшавян на фестивальных мероприятиях было немало.


Варшавянин: — Мы с моим маленьким сыном танцевали хасидский танец — было здорово.


Варшавянка: — Очень интересно. Такую музыку можно послушать, да и еще играют как! Обязательно придем сюда еще.


Были гости и из Израиля.


Израильтянин: — На первом фестивале во время концертов мы сидели в первых рядах, рядом с официальными лицами и заграничными гостями, потому что кресел много было пустых. А теперь — посмотрите, что делается. Не смогли уже сесть там, где сидели всегда!


Особой популярностью на фестивале пользуются концерты клезмерских ансамблей. Среди них и группа Кроке.


Интересно, что выступают на концертах фестиваля «Варшава Зингера» и польские артисты, в том числе и звезды первой величины, такие как, например, Марыля Родович. В этом году впервые прошла и совместная выставка польских и израильских художников, которые поставили свои работы в заброшенных каменных домах на улице Пружной. Говорит историк искусства Эва Тоняк: «Работы, представленные на выставке, стоят в разных помещениях этих старых домов. Зритель пробирается через этот своеобразный лабиринт и видит там работы художников».


IV Фестиваль еврейской культуры «Варшава Зингера» только что закончился, а организаторы уже говорят о том, что в ближайшие дни начнут подготовку к следующему фестивалю, который состоится ровно через год в любимом городе Исаака Башевиса Зингера.


XS
SM
MD
LG