Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

От «сурового стиля» к Возрождению. Выставка Дмитрия Жилинского


Дмитрий Жилинский. "Молодая семья", 1980 год

Дмитрий Жилинский. "Молодая семья", 1980 год

В Третьяковской галерее открылась персональная выставка Дмитрия Жилинского, посвященная 80-летию художника. Он — один из тех, кто в 1960-е годы прошлого века сумел сломать устоявшиеся каноны социалистического реализма, и кто положил начало так называемому «суровому стилю».


Перед открытием выставки главный экспозиционер Третьяковки Нина Дивова собственноручно закрашивала кисточкой царапины на рамах работ, принадлежащих автору, и как-то по-домашнему беззлобно бранила Дмитрия Жилинского за то, что плохо бережет свои картины. Художника в галерее любят и считают своим. Здесь хранятся лучшие его вещи лучшего периода, то есть 1960-70-х годов. К примеру, широко растиражированная репродукциями картина «Гимнасты СССР». В свое время на фоне традиционной реалистической живописи эта работа с ее четкими плоскостными силуэтами и яркими локальными цветами воспринималась как революционная.


Отказ от фотографического правдоподобия, от бесконечных мелких деталей, большая, чем раньше, мера условности привели к тому, что такие картины стали причислять к «суровому стилю», с чем, надо сказать, сам Жилинский никогда не соглашался. Однако, его имя с «суровым стилем» оказалось связано накрепко. Заведующая отделом выставок Третьяковки Нина Дивова поясняет: «Потому что это была одна возрастная плеяда художников. Они начинали вместе все. И, вы знаете, в этом смысле эта выставка очень показательна. Есть какие-то моменты, которые мы даже не очень знали. Когда мы увидим истоки его, это будет очень похожие именно на суровостильцев портреты. И он там настолько неузнаваем... Интересно, как он сам вырвался из того плена, когда он похож на очень многих, то есть смотришь — и то ли это Ткачевы, то ли Иванов, то ли еще какой-то близкий ему по возрасту художник? И вдруг он находит язык, который его отличает от всех других и от "сурового стиля" тоже. Это уже нечто другое. Здесь прорисовка каждой из этих работ, и в картине "Семья у моря", и в "Гимнастах" настолько точна, что обращает нас вообще не к "суровому стилю", а куда-то к возрожденческим картинам».


Когда сегодня у какого-нибудь автора встречаешь на картинах современных героев, написанных, несмотря на современные одежды, в стилистике раннего Возрождения, этот прием чаще всего кажется исчерпанным и даже старомодным. Однако, для 1970-х годов такое цитирование старых мастеров было свежим и неожиданным.


XS
SM
MD
LG