Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

В Москве прошла гражданская панихида по основателю и руководителю ташкентского театра «Ильхом» Марку Вайлю


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Елена Фанайлова.


Михаил Саленков : В Москве прошла гражданская панихида по основателю и руководителю ташкентского театра «Ильхом», одному из самых известных современных режиссеров, Марку Вайлю, убитому в Ташкенте в собственном подъезде. Марк Вайль будет похоронен в США по желанию семьи. Как сообщает информационный центр "Фергана.ру", официальные узбекские СМИ никак не отреагировали на убийство второго по известности в мире (после президента Каримова) жителя Узбекистана. О том, как театральная Москва прощалась с ним в Театре Наций, нашему корреспонденту Елене Фанайловой рассказал композитор Артур Байдо .


Артур Байдо : Огромное спасибо Театру Наций, и театру Моссовета, и Дому соотечественников, которые помогли провести эту панихиду, потому что то количество народа, которое пришло сюда попрощаться с Марком Вайлем, не могло вместить небольшое какое-то помещение. Конечно, какое-то количество народа оставалось снаружи, а потом плавно переходило наверх, на второй этаж, на открытое пространство площадки фойе. Там проходила основная часть панихиды. Люди, которые находились там очень тепло, очень сердечно высказывались о том, каким был Марк Вайль. Атмосфера вот этого всего была очень теплой и очень искренней, какой-то очень настоящей.


Елена Фанайлова : Может быть, кто-то из актеров его театра успел прилететь из Ташкента?


Артур Байдо : Все актеры, которые находились на панихиде вчера в Ташкенте, там и остались, потому что там начался новый театральный сезон. Актеры не могли покидать, естественно, театр. Это одна из главных задач, которая должна была остаться, - театр должен действовать. Было очень много людей, которые очень тесно связаны с театром, прошли творческую начальную, скажем, стадию развития, выросли на работе как бы театра "Ильхом". Очень много актеров театра "Ильхом" пришли попрощаться с Марком. Были представители узбекского посольства, театральный представитель Ганноверского театра. Он приехал специально из Германии на панихиду. Были представители из германского посольства. Было очень много людей и известных, и интересных, и всех, которые были тесно связаны с театром, которые были просто, может быть, знакомы с ним, дружили с Марком.


Главное, что проскальзывало во всех, соответственно, словах, - это то, что из жизни ушел не просто человек, а человек эпоха. Невозможно было сказать, что это человек театра "Ильхом". Это человек мира. Потому что и в Москве его работы по сей день идут, театр активно гастролировал за границей, очень много постановок продолжают жить. Все понимали только одно, что это связано с уходом человека, который имел огромное значение для культуры и Узбекистана, и России, и просто всего мира.


Елена Фанайлова : Сейчас в некоторых средствах массовой информации рассматриваются какие-то политические мотивы.


Артур Байдо : Версий много, как вы понимаете. Это могут быть и политические версии и версии, связанные с тем, что театр всегда был очень свободным, свободолюбивым. Искусство само по себе, как средство выразительности, возможности воздействия на зрителя, несет такую на себе ответственность и нагрузку. Поэтому рассматривать сейчас в этой ситуации, было бы в какой-то степени, с одной стороны, верным, а, с другой стороны, жизнь - это такая штука. Марк Вайль всегда говорил, что она может быть очень хаотичной и по-разному развиваться.


Елена Фанайлова : Известно, что последними словами Марка Вайля было то, что он хотел увидеть "Орестею" на сцене театра.


Артур Байдо : Да. Она идет в театре "Ильхом". И начали этот сезон именно с этого спектакля.



XS
SM
MD
LG