Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Отказаться от наследия Джорджа Буша призывает республиканцев видный политик. Частные полеты на Луну пытаются поощрить американские инвесторы


Юрий Жигалкин: Отказаться от наследия Джорджа Буша призывает республиканцев видный политик. Частные полеты на Луну пытаются поощрить американские инвесторы. Таковы темы уик-энда рубрики «Сегодня в Америке».


Дистанцироваться от президента Буша призвал в конце прошлой недели своих однопартийцев виднейший республиканец, бывший спикер Конгресса Ньют Гингрич. Гингрич стяжал славу отца республиканской революции, именно он в начале 90-х годов предложил и осуществил стратегию, которая обеспечила первый за десятилетия переход обеих палат Конгресса в руки республиканцев. Теперь Гинрич предупреждает, что демократы почти гарантировали себе победу на президентских выборах будущего года. Дать республиканцам шанс на победу может только откровенный отказ от политического наследия президента Буша, считает Ньют Гингрич, который не исключает включения в борьбу за президентство.


Рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов: В интервью «Национальному журналу» он сказал, что, по его мнению, Америка устала от нынешней политики и от политиков и жаждет перемен. Если учесть недовольство американцев тем, как правительство откликнулось на ураган «Катрина», как решает проблему Ирака и проблему нелегальной иммиграции, как безоглядно тратит деньги и влезает в долги, если обратить внимание на то, что консервативные идеи не вызывают у американцев большого энтузиазма, а негативное отношение к военным действиям в Ираке растёт, то можно предположить, что демократы получат процентов 80 шансов на победу. Но это соотношение может измениться, если кандидат от Республиканской партии сможет порвать с прошлым и заявит: «Нам необходимо радикально всё поменять, тогда как партия либеральных судей, профсоюзов государственных служащих и леволиберальной идеологии (то есть Демократическая партия) поменять себя не сможет». Если найдётся такой лидер в Республиканской партии, то он сможет победить на президентских выборах, считает Ньют Гингрич.


На вопрос, нет ли такого человека среди нынешних республиканских кандидатов, Гингрич ответил…



Ньют Гингрич: У нас есть очень сильные кандидаты. Все они – люди достойные и умные, но никто не предлагает ничего решительно нового. Ни один пока не смог за 30 секунд прямо и чётко сказать, чем он отличается от президента Буша и от кандидата в президенты Хиллари Клинтон. Они должны сформулировать ответ так, чтобы сидящие дома у телевизора поверили: с этим человеком их жизнь может измениться к лучшему. Пока никто из республиканских кандидатов не нашёл в себе сил признать, что в стране надо менять всё, на всех уровнях – от школьных советов до законодательного собрания города, штата, страны... Что касается меня, то я больше обеспокоен тем, что Америка должна сделать сегодня. Я не исключаю своего участия в избирательной компании, и трудно сказать, как сложится ситуация.



Ян Рунов: Ньют Гингрич сказал, что в ближайшие недели решит, будет ли он баллотироваться. Впрочем, по его словам, он может найти иные способы служить своей стране.


В истории Америки бывали случаи, когда поддержка уходящего президента помогала избранию его ставленника. Так было, например, с Бушем-старшим, который был вице-президентом при Рейгане. Но часто бывало и наоборот: поддержка уходящего президента лишь компрометировала. Так было с вице-президентом Картера Уолтером Мондэйлом. Попытка вице-президента Гора сыграть на своей самостоятельности, независимости от президента Билла Клинтона не вызвала доверия у избирателей, которые хотели смены курса.



Юрий Жигалкин: Почему видный республиканец призывает партию, что называется, поставить точку на еще действующем активном президенте? Мой собеседник – социолог профессор Мичиганского университета Владимир Шляпентох.



Владимир Шляпентох: Мистер Гингрич ищет, как и некоторые другие республиканцы, путей сохранения Белого дома для Республиканской партии. А эта задача может быть решена двумя способами: либо жестко поддерживать Буша и его курс; либо резко противопоставить себя. Но самое важное, что нейтральной, средней стратегии не существует. Надо политику-республиканцу выбрать или то или другое. У демократов такой проблемы нет, они четко противопоставляют себя Бушу. А республиканцы должны выбирать.



Юрий Жигалкин: Как вы считаете, является ли в действительности наследие президента Буша обузой для партии и препятствием для победы на президентских выборах?



Владимир Шляпентох: Личность президента не пользуется популярностью, а все-таки его стратегическая линия, в общем, может по-прежнему поддерживаться значительной частью населения страны. Отношение к войне в Ираке, как показывают последние данные, совсем непростое. Да, у Буша уровень поддержки ниже 20-ти, но половина американского населения считает, что из Ирака уходить не следует. Поэтому это непростой вопрос для того, кто хочет добиться успеха на президентских выборах. Я думаю, что дистанцироваться от Буша означает наверняка поражение республиканца, потому что у него не будет соответствующей электоральной базы. А если он продемонстрирует свою нелояльность к Республиканской партии как таковой, республиканской политике, то ему не на что рассчитывать. Уж демократы точно не будут за него голосовать.



Юрий Жигалкин: Кстати, профессор, интересно, ведь многие эксперты считали, что решение отмежеваться от президента Клинтона стало одной из главных причин поражения на выборах Альберта Гора.



Владимир Шляпентох: Это естественно, поэтому проблема преемственности необычайно важна при переходе власти от одного руководителя к другому. И это, по сути говоря, стратегическое решение.



Юрий Жигалкин: Профессор, сейчас сложилось явное ощущение, что проигрыш республиканцев на президентских выборах предопределен. Что вам говорит ваш инстинкт профессионального социолога?



Владимир Шляпентох: Многое зависит от того, кто будет представлять демократов и кто будет представлять республиканцев. Все зависит от того, ненависть какая в Америке возьмет верх – ненависть значительной части населения к Хиллари Клинтон или ненависть значительной части населения к Бушу. Вот это будет конкуренция двух ненавистей. И тут предсказать результат я бы не взялся.



Юрий Жигалкин: Это был профессор Мичиганского университета Владимир Шляпентох.


Повторить космического достижение Советского Союза и отправить на спутницу Земли луноход призвал в конце прошлой недели всех желающих американский Фонд, чей предыдущий конкурс привел к созданию первой частной космической ракеты. Спонсирует соревнование, выделив 30 миллионов долларов на призы, корпорация Google . За этими идеями стоят мультимиллионеры-энтузиасты, намеренные бросить серьезный вызов правительствам, традиционно доминировавшим во всем, что касается исследований и эксплуатации космоса.


Рассказывает Аллан Давыдов.



Аллан Давыдов: Частные компании со всего мира приглашаются на конкурсной основе к первой в истории негосударственной беспилотной экспедиции на Луну. Об этом объявил калифорнийский некоммерческий фонд XPrize . Этот фонд известен успешным проведением три года назад конкурса Ansari на строительство частного космического аппарата и двух суборбитальных полетов на нем. Считается, что победители того конкурса, получившие приз в 10 миллионов долларов, открыли эру частного космического туризма. На этот раз ставка повышается, и не только в денежном выражении, но и с точки зрения сложности конкурсного задания.


Об условиях нынешнего космического конкурса рассказывает председатель фонда XPrize Питер Диамэндис.



Питер Диамэндис: Для того чтобы выиграть главный лунный приз от компании Google , команда единомышленников должна спроектировать, построить, запустить в космос и обеспечить мягкое прилунение роботизированного вездехода. Этот аппарат должен быть способен маневрировать по поверхности Луны в радиусе полукилометра. Робот-вездеход должен будет также посылать на Землю высококачественные видео- и фотоизображения лунной поверхности и другие данные. Крайним сроком осуществления этой миссии мы определили 31 декабря 2014 года. Но мне кажется, что победитель будет определен уже в ближайшие четыре года.



Аллан Давыдов: Финансирует конкурс по созданию и доставке нового лунохода лидер интернет-индустрии компания Google , которая, помимо всего прочего, дает пользователям Всемирной сети возможность исследовать лунную поверхность и изучать созвездия. Общий призовой фонд конкурса – 30 миллионов долларов. 20 из них будет присуждено абсолютному победителю, уложившемуся во все условия конкурса. 5 миллионов долларов получит участник, занявший второе место. Оставшиеся 5 миллионов долларов будут присуждены группе, которая выйдет за пределы минимальных требований, например, обеспечит выживаемость лунохода в условиях низких температур лунной ночи.


И все же, почему именно Луна снова становится объектом космического соревнования? С таким вопросом я обратился к директору Института космической политики в Вашингтоне, профессору Джорджтаунского университета Джону Логсдону.



Джон Логсдон: Напомню, что еще в январе 2004 года президент Буш назвал исследование Солнечной системы приоритетной целью американской космической программы. И начаться это должно с возвращения человека на Луну после почти 40-летнего перерыва, отделяющего нас от трех экспедиций американских астронавтов. Затем последуют Марс и другие планеты, дальше к границам Солнечной системы. Но Луна всегда будет оставаться для нас интересным объектом.



Аллан Давыдов: В последнее время было объявлено о целом ряде частных космических проектов. Стоит ли это отнести к разделу курьезов или за этими попытками стоит нечто более серьезное?



Джон Логсдон: Думаю, что поставленная задача вполне по силам частному сектору, который, не исключено, способен создать не существующую до сих пор индустрию частных космических полетов. В конце концов, ведь это именно частные компании производят оборудование для государственных космических программ. Разница лишь в том, что объявленная конкурсная программа полета на Луну и высадки лунохода будет финансироваться не правительством, а частными спонсорами. Но, учитывая богатый опыт Соединенных Штатов в создании робототехники и сенсорных систем, строительство лунохода – цель абсолютно достижимая. Напомню, что на будущий год государственное агентство НАСА должно доставить на Луну робот – но не луноход. Таким образом, частная инициатива заполняет пробел в государственной программе США по освоению космического пространства.



Аллан Давыдов: Главный приз конкурса, объявленного фондом XPrize , составит 20 миллионов долларов. Затраты на этот проект почти наверняка превысят ее. Что в таком случае может привлечь потенциальных конкурсантов? Слава?



Джон Логсдон: Частный сектор высокорентабелен, и я не исключаю, что данная программа может обойтись ее участникам менее чем в 20 миллионов долларов. Но мне кажется, что ими все же больше движут такие мотивы как самоутверждение, стремление быть причастным к освоению космоса и, возможно, созданию для своей компании или для университета высокой репутации.



Аллан Давыдов: Профессор Логсдон предполагает, что если участник или участники конкурса продемонстрируют способы недорогой доставки дистанционно управляемого вездехода на Луну, то тогда их могут ждать выгодные контракты с NASA и государственными аэрокосмическими агентствами других стран.


Устроители конкурса XPrize открыли регистрацию команд-участников без промедления. По их мнению, до конца этого года будет подано не менее пяти заявок. Согласно одному из последних опросов службы изучения общественного мнения Гэллапа, 68 процентов американцев высказываются за возвращение человека на Луну и за дальнейшее освоение космического пространства.


XS
SM
MD
LG