Ссылки для упрощенного доступа

Отставник Гингрич требует от республиканцев изобрести «кандидата мечты»


Гингрич, которого они потеряли. Если бывший спикер (в центре) хотел просто расшевелить однопартийцев, то это ему удалось
Гингрич, которого они потеряли. Если бывший спикер (в центре) хотел просто расшевелить однопартийцев, то это ему удалось


Ньют Гингрич стяжал славу отца т.н. «республиканской революции». Именно он в начале 1990-х предложил и осуществил стратегию, которая обеспечила переход обеих палат конгресса в руки республиканцев после длительного пребывания в оппозиции. В последние годы он отошел от большой политики, но продолжал активно работать в качестве политического консультанта. Гингрич считает, что демократы практически гарантировали себе победу на президентских выборах будущего года. Дать республиканцам шанс на победу может только откровенный отказ от политического наследия президента Буша, считает бывший спикер палаты представителей. Он не исключает того, что включится в борьбу за президентство сам.


На прошлой неделе отставной политик сделал ряд громких заявлений, которые позволили наблюдателям предположить, что его добровольный отказ от политической деятельности завершается. Гингрич встретился с представителями ведущих американских изданий консервативной направленности. Как излагает его нынешнюю позицию, например, «Национальный журнал», он считает, что Америка устала от нынешней политики и от политиков, и жаждет перемен. Если учесть недовольство американцев тем, как правительство откликнулось на ураган «Катрина», как решает проблемы Ирака и нелегальной иммиграции, как тратит деньги и влезает в долги, если обратить внимание на то, что консервативные идеи не вызывают у американцев большого энтузиазма, а негативное отношение к военным действиям за рубежом растет, то можно предположить, что шансы демократов вернуть себе Белый дом составляют 80%, считает экс-спикер.


По словам Ньюта Гингрича, эта ситуация не безнадежна, если кандидат от республиканской партии сможет порвать с прошлым и заявить о готовности к радикальным переменам. По его мнению, «партия либеральных судей, профсоюзов государственных служащих и леволиберальной идеологии» (то есть демократы) к аналогичному сценарию не готова.


На вопрос, нет ли такого «революционера» среди нынешних республиканских кандидатов, Гингрич ответил следующим образом: «У нас очень сильные кандидаты. Все они люди достойные и умные, но никто не предлагает решительно ничего нового. Пока ни один не смог за 30 секунд прямо и четко сказать, чем он отличается от президента Буша и от кандидата в президенты Хиллари Клинтон. Они должны сформулировать ответ так, чтобы сидящие дома у телевизора поверили: с этим человеком их жизнь может измениться к лучшему. Пока никто из республиканских кандидатов не нашел в себе сил признать, что в стране надо менять все и на всех уровнях – от школьных советов до законодательного собрания города, штата, страны... Что касается меня, то я больше обеспокоен тем, что Америка должна сделать сегодня. Я не исключаю своего участия в избирательной компании, но трудно сказать, как сложится ситуация».


По словам г-на Гингрича, он примет решение о возможном выдвижении кандидатом в ближайшие недели. Впрочем, он не исключает и «иные способы» служить своей стране.


В истории США бывали случаи, когда поддержка уходящего президента помогала избранию его ставленника. Так было, например, с Джорджем Бушем-старшим, который был вице-президентом при Рональде Рейгане. Но часто бывало и наоборот: поддержка уходящего президента лишь компрометировала его протеже. Классический случай такого рода – поражение Уолтера Мондейла, служившего заместителем Джимми Картера. Попытка вице-президента Альберта Гора сыграть на своей независимости от президента Билла Клинтона также не вызвала особого доверия у избирателей.


Профессор Мичиганского университета социолог Владимир Шляпентох сомневается, что предложенный Гингричем план может сработать:


- Сохранить Белый дом для республиканской партии можно двумя способами: либо жестко поддерживать Буша и его курс, либо резко противопоставить себя ему. Нейтральной, средней стратегии не существует. Политику-республиканцу надо выбрать одно из двух. У демократов такой проблемы нет, они четко противопоставляют себя Бушу.


- Президент не пользуется популярностью, но его стратегическую линию все-таки по-прежнему одобряет значительная часть населения. Отношение к войне в Ираке, как показывают последние данные, непростое. Половина американцев считают, что из Ирака уходить не следует (поддержка действующего президента составляет едва ли половину от этого уровня – РС). Поэтому это непростой вопрос для того, кто хочет добиться успеха на выборах. Дистанцироваться от Буша для республиканца наверняка означает потерпеть поражение - у него просто не будет соответствующей электоральной базы. А если он продемонстрирует свою нелояльность республиканской партии как таковой, республиканской политике, то ему не на что рассчитывать. Уж демократы точно не будут за него голосовать.


Эксперт РС называет разворачивающуюся битву за Белый дом «войной ненавистей». Он не берется отдать в ней безусловную победу демократам: «все зависит от того, что возьмет верх – ненависть значительной части населения к Хиллари Клинтон или ненависть [ столь же] значительной части к Бушу».


XS
SM
MD
LG