Ссылки для упрощенного доступа

Смертность в Российской армии превышает официальные данные Министерства обороны


Программу ведет Дмитрий Морозов.



Дмитрий Морозов: В вооруженных силах России, по данным Министерства обороны, с начала года погибли более 300 военнослужащих. Союз комитетов солдатских матерей считает, что эта статистика не учитывает все случаи гибели военнослужащих. Как рассказала Радио Свобода ответственный секретарь организации Валентина Мельникова, в частности речь идет о смертности после госпитализации или уже перенесенных операций.



Валентина Мельникова: Те данные, которые дает Министерство обороны на своем сайте или в каких-то пресс-релизах Министерства обороны, во-первых, это число погибших только по Министерству обороны. А у нас есть еще внутренние войска и пограничники, и есть Росспецстрой, и есть еще масса других федеральных органов власти, в которых есть воинские подразделения, Министерство по чрезвычайным ситуациям. Об этом нужно помнить каждую минуту. Потому что Министерство обороны составляет где-то около половины общего числа вооруженных сил России. Главная военная прокуратура дает показатели по всем вооруженным силам, а Министерство обороны только по Министерству обороны. У них нет сведений из других федеральных исполнительных органов. Те солдаты и офицеры, которых Министерство обороны обозначило как погибших, безусловно, погибли и эта цифра на самом деле очень большая.


Какая страна может позволить себе только по армии в год терять не меньше полутысячи человек? Но это, к сожалению, еще не все, как говорят военные, небоевые потери Российской армии. Ведь в число погибших не включаются те, кто умер через некоторое время в госпитале или в больнице из-за того, что или ДТП произошло, или били, или человек пытался покончить собой. Эти люди, умирая, не входят в эту оперативную статистику, которую показывает Министерство обороны. Там, насколько я помню, даже оговариваются на сайте, потому что эти цифры относятся уже к военной медицине. А если парень умирает в какой-нибудь поселковой или районной больнице, то вообще неизвестно, когда его учитывают.


Кроме того, очень часто смерть солдата происходит спустя достаточно длительное время после того, как его избили или над ним издевались, простудили насмерть или заразили какой-нибудь геморрагической лихорадкой. И эти люди тоже не попадают в указанное Министерством обороны число. Много лет подряд и Союз комитетов солдатских матерей, и фонд "Право матери", который помогает семьям, потерявшим своих детей на военной службе, говорит о том, что ежегодно Российская армия теряет во всех своих войсках 2,5 тысячи, иногда даже 3 тысячи человек, солдат и офицеров, без боевых действий. К сожалению, эта оценка правильная. Не может быть статистики. Если бы Россия была нормальным государством, и шел бы совершенно четкий, нелицеприятный счет, фамилия, имя, отчество, воинская часть и причина, истинная причина смерти, и эти списки, вот этот мартиролог, он был бы пофамильный, тогда можно было бы действительно посмотреть, что происходит. Но у нас, сколько мы работаем, с 1989 года, с советских времен, мы видим, что военные всячески избегают таких конкретных данных. На самом деле гибнет, в общем, в результате намного больше людей.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG