Ссылки для упрощенного доступа

В первую предвыборную тройку партии СПС войдет Мариэтта Чудакова


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Михаил Соколов.



Андрей Шароградский : Российские политические партии продолжают активную подготовку к предстоящим выборам в Государственную Думу. Сегодня стало известно, что в первую предвыборную тройку партии "Союз правых сил" войдет известный российский литератор Мариэтта Чудакова. Рассказывает политический обозреватель Радио Свобода Михаил Соколов.



Михаил Соколов: "Союз правых сил" давно определился с первыми двумя фигурами своей тройки - лидер Никита Белых и член политсовета партии Борис Немцов. На третье место прочили Владимира Рыжкова и Ирину Ясину. Но за участие депутата Думы, выступавшего на форумах "Другой России", или экономиста, руководившей фондом "Открытая Россия" Михаила Ходорковского, около кремлевские круги пообещали снять правых с выборов. Обсуждалась и фигура лидера молодежного движения "ДА!" Марии Гайдар. В среду в эфире Радио Свобода член политсовета СПС, глава предвыборного штаба партии Антон Баков сообщил:



Антон Баков : Нам надо было найти кого-то, кто представлял бы и мог бы мобилизовать старых демократов. Я лично буду выступать за кандидатуру Мариэтты Чудаковой. Это известная женщина, ученый, библиограф и, главное, общественный деятель.



Михаил Соколов: Мариэтта Чудакова подтвердила в интервью Радио Свобода - она готова помочь либералам на выборах.



Мариэтта Чудакова: Да, я после основательных колебаний готова.



Михаил Соколов: Как вы видите свою задачу?



Мариэтта Чудакова: Задачу просто я вижу. Своих многочисленных по всей стране несомненных единомышленников убедить подняться с дивана и дойти до урны. Больше ничего.



Михаил Соколов: Вас сегодняшняя линия "Союза правых сил", политическая, устраивает? Все-таки эта партия достаточно осторожно критикует власть.



Мариэтта Чудакова: Те, кто неосторожно критикует, они на общество оглядываются вообще? Тут много что можно сказать, понимаете, этот любимый был у всех лозунг, у критикующих: "Путин - уходи!" Я все время спрашивала: а кто - приходи? Потому что это для меня очень связанные вещи. Я не делю, для меня не так релевантно, остро критикует или не остро критикует. Для меня гораздо важнее другое - каким образом люди, политические деятели, каким образом они апеллируют к обществу. Потому что суть сейчас исключительно в обществе, ни в чем другом. У меня несколько иной взгляд, чем у многих.


Самое главное - почувствовать себя в своей стране, вот это первое, что страна принадлежит не только людям власти, но и нам. Вот в чем дело. И для меня это не риторика, а вполне реальная мысль, точнее. Я ради этого стала детскую книжку несколько лет назад писать, адресуясь к подросткам - хоть их убедить, что страна такая... Я проехала ее осенью от Владивостока до Москвы. Слушайте, огромная страна, на которую сегодня, такое впечатление, всем наплевать, кроме тех, кто делит ее, так сказать, дивиденды.



Михаил Соколов: Но эти дивиденды можно разделить как-то по-другому, как вы считаете?



Мариэтта Чудакова: Дело же не в этом совершенно, а в том, что... Я не знаю, может быть, действительно мой дискурс, так сказать, перестал быть уже понятным, все говорят на другом языке. Но я совершенно убеждена, что начинать надо, что называется, от земли, от людей, живущих на этой земле, которые все-таки должны почувствовать, что, извините, они хозяева. Я сама говорю и чувствую, что сегодня это для большинства звучит риторикой. А для меня это абсолютно не риторика. Я еще в советские времена однажды сказала чиновнику, что "в чем дело-то, собственно, я у себя дома". Он безумно был удивлен. Он считал, что только он у себя дома, а я у него в гостях. И сейчас они считают, так сказать, все, кто у власти, что только они у себя дома.


Я хотела бы убедить огромное количество умных, образованных людей, которых я видела, едучи от Владивостока и останавливаясь в 16 городах, и выступая перед людьми. Я видела массу совершенно мне близких, понятных людей, которые повторяли одну и ту же фразу. Не было города и не было аудитории, где она бы не прозвучала, как будто все где-то собрались и заранее ей обучились: "Так ведь от нас ничего не зависит". Я хочу переубедить людей в этом.



Михаил Соколов: Можно ли переубедить людей в том, что от них ничего не зависит, и в то же время говорить, что нет альтернативы президенту Путину, который создал сегодня систему, в которой от них ничего не зависит? Это сейчас, по крайней мере, в "Яблоке" говорит Сергей Ковалев.



Мариэтта Чудакова: Я прекрасно знаю точку зрения Сергея Ковалева, очень его уважаю, но не согласна с ним была и тогда, когда он говорил: "Раз Ельцин начал войну, то не будем за него голосовать". Практически это означало отдать страну обратно коммунистам. Я была не согласна с этим. У меня нет никаких иллюзий относительно президента и относительно власти, но не в этом дело. Я настойчиво говорю: не в этом дело. Сказать, что раз они создали, так что теперь делать... То и делать, что изменить надо ситуацию. Для того чтобы ее изменить, надо, чтобы люди захотели ее изменить. Ни Явлинский, ни Сергей Ковалев, ни деятели "Союза правых сил", никто сам по себе изменить ее не может.



Михаил Соколов: Через эту Думу, у которой мало полномочий, это можно сделать?



Мариэтта Чудакова: Вы сами не чувствуете риторичность вашего вопроса?



Михаил Соколов: Можно, понимаете, участвовать и в Общественной палате, которая тоже ничего не решает.



Мариэтта Чудакова: Нет, я не хочу и не стала бы участвовать в Общественной палате. Она назначается президентом. Здесь все-таки выбирают люди ту партию, которая им нравится, так или иначе. Это разница. В президентском совете у Ельцина я была, согласилась, хотя без малейшей с моей стороны инициативы, я в это время вообще в Женеве преподавала, в университете. Позвонили ночью моему мужу, сказали, что приглашают меня на президентский совет. Ну, я согласилась, потому что хотела участвовать и относилась определенным образом к Борису Николаевичу, с которым, считаю, России необычайно повезло.



Михаил Соколов: Но вы верите в то, что можно пройти в Думу, набрать 7 процентов?



Мариэтта Чудакова: Конечно, верю. Если мы будем действовать, то это... Народу-то, на самом деле, гораздо больше, чем 7 процентов, кому надоело многое, только они не верят, что от них что-то зависит. Но, может быть, они поверят в течение этих месяцев, вернут себе веру, что от них что-то зависит. Вот сейчас выставка Валенберга открыта в Москве, я писала в "Гранях.ру", что посещение этой выставки всеми, если бы удалось, московскими школьниками во много раз важнее, чем любые обсуждения назначения Зубкова. Я глубоко убеждена в этом. Нужно, чтобы люди снова поверили, что и один в поле воин. Потому что когда каждый поверит и выйдет - будет огромное воинство.



Михаил Соколов: Вам не жаль своих научных трудов, литературоведения? Многое ведь придется отложить теперь, если вы пойдете на выборы, а потом и в Думу.



Мариэтта Чудакова: Я всеми силами постараюсь сочетать. В конституции сказано, что работа в Думе позволяет сочетать творческую деятельность, педагогическую и так далее. Я надеюсь, что мне оставят время для этого.



Михаил Соколов: Известный прокремлевский аналитик Виталий Иванов признал:



Виталий Иванов : Госпожа Чудакова - это для так называемых старых либералов, в том числе московской либеральной тусовки, это фигура абсолютно понятная, известный литературовед. Точно знаю, что эта фигура более чем понятная, более чем приемлемая. Другой вопрос, что, я так понимаю, электоральные претензии "Союза правых сил" на этих выборах не исчерпываются старыми либералами. Безусловно, Мариэтта Чудакова - это лучше, чем Мария Гайдар. Потому что Мария Гайдар - это, безусловно, вред, это я считаю минус 1,5 процента сразу. У СПС нет лишних 1,5 процентов. Мариэтта Чудакова, может быть, не принесет сильно много дополнительных голосов, но, во всяком случае, она ничего не отнимет.



Михаил Соколов: Съезд "Союза правых сил", на котором будет утвержден предвыборный список партии, пройдет в Москве в пятницу в Колонном зале Дома Союзов.



XS
SM
MD
LG