Ссылки для упрощенного доступа

Формирование правительства: политика под грифом «совершенно секретно»


Все решения о назначениях принимаются где-то внутри одной небольшой зоны, говорят эксперты
Все решения о назначениях принимаются где-то внутри одной небольшой зоны, говорят эксперты

Полностью обновленный состав правительства России должен быть представлен 21 сентября. Сегодня новый премьер правительства Виктор Зубков провел заседание кабинета министров в прежнем составе и высказал критику в адрес чиновников, которые не достаточно быстро исполняют поручения президента. Возмутило Зубкова то, что деньги, которые были направлены из бюджета на устранение последствий землетрясения на Сахалине, так туда и не поступили, и что программа развития российских портов, о которой шла речь два года назад, до сих пор не реализована.


После внезапной отставки Михаила Фрадкова и столь же неожиданного назначения на пост главы кабинета министров мало известного, пусть и приближенного к Владимиру Путину, чиновника политологи не решаются на определенные прогнозы насчет того, кто какое кресло потеряет и кто какую должность получит. Российская власть принимает решение в сверхзакрытом режиме. Понять мотивацию этих решений, исходя из законов политики или традиций парламентской демократии, невозможно, говорят эксперты.


По мнению главного редактора интернет-сайта «Полит.ру» Андрея Левкина, профессия политолога в России стала похожа на профессию синоптика, к тому же еще и лишенного оборудования:
- В каких обстоятельствах работают политологи известно уже давно. Поэтому к ним претензий никаких предъявить нельзя. Претензии могут предъявляться только в случае отдельного, частного поведения, когда политолог под видом анализа гонит пропаганду какого-то своего клиента Кремля.
В действительности то, что политика стала уже под грифом «совершенно секретно» - это не новость. Причина, в общем-то, не в злокозненности. Естественным образом круг принятия решений непрозрачен (так уже повелось), и сжимается до какой-то уже абсолютно небольшой точки, которая известно, как называется.
Журнал «Эксперт» дал большую обстоятельную статью причины отставки Фрадкова и всего остального. И в качестве позитивной части сообщил, что политика сейчас становится, на самом деле, открытой в России. Потому что на арене появляются люди, которые являются самыми такими близкими людьми к Путину. Тот же Зубков и другая группа товарищей, которые ведут с ним общую историю от дачного кооператива «Озеро», как не смешно это звучит. В данный момент, в России пущены уже совершенно интимные и близкие связи господина Путина, которые оформляют его политику. Но если дело строится таким образом, то, боже мой, какие политологи и какая прозрачность! Это вещи просто невозможные.


- У вас не возникает впечатления, что решения принимаются в самый последний момент? Они готовятся и принимаются как результат, каких-то противодействующих тенденций борьбы в политической верхушке. И от этого все получается очень разнонаправлено. Министр обороны Сердюков проводит процесс кадровых смен в своем министерстве и неожиданно сам уходит в отставку.
- Уходит он понятно по какой причине. Видимо, это такой небольшой спектакль устроен. Видимо, он успел провести назначения и смещения. А что такое провести вопросы? Это же не решение - да или нет. Это же предполагает некоторую процедуру. Просто все эти процедуры как-то запускаются, и по ходу дела как-то там корректируются. Вообще-то, это самая любопытная штука на сегодня. А вот новая структура правительства, которую Зубков показал Путину, как она делалась? Берут фотографии людей: кто-то убирается лишний, и из оставшихся складывается какая-нибудь елочка, крестик, звездочка. Вот это совершенно непонятно. Если люди строят Византию, то они, наверное, ее построят. Я не очень понимаю, как может политика государства существовать в рамках дачного кооператива «Озеро».


- Говорят давно о том, что политика уходит в России из публичной сферы. Что будет в результате?
- Скорее, просто отчуждение. Потому что все идет до каких-то естественных пределов. Не хочется называть слово «опричнина», поскольку как бы тайных знаков принадлежности к ордену еще не введено, но ведь, если структура небольшая, если решения утрамбованы внутри нее, то они просто свалятся в какой-нибудь войлок, то есть оно будет отдельно, а власть будет отдельно.


- По сути дела, это уже произошло?
- Это произошло не на уровне каждодневных реакций. Потому что люди продолжают обижаться, скажем, на то - ах, опять мы не могли догадаться до этого, ах, нам не сказали. То есть какие-то остатки этого рудимента (соотнесение себя с государством) есть. Все принимается где-то внутри одной небольшой зоны. Тем не менее, судя по некоторой нервозности представителей этого самого правящего класса, все эти проблемы с переделом власти, переходным периодом и всем прочим, они совершенно идут не гладко. Какие-то там истории происходят. Проблему можно внутри правящего класса оформить именно так, что на первый план там выходят внутренние кадровые, внутренние силовые отношения, нежели, собственно, сам процесс управления государством. Знаете, такой анекдот ходил еще в ельцинские времена, что, ребята, в конце концов, все мы обеспечили себе жизнь в трех поколениях потомков, можно и о людях подумать. «Да, да, - кричит кто-то из зала. - Душ по сто для начала».


XS
SM
MD
LG