Ссылки для упрощенного доступа

Басманный суд Москвы воздержался признавать экстремистской книгу политолога Андрея Пионтковского «Нелюбимая страна»


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова .



Андрей Шароградский : Басманный суд Москвы сегодня воздержался признавать экстремистской книгу политолога Андрея Пионтковского, которая называется «Нелюбимая страна». Сегодня было вынесено определение о приостановке производства по делу до тех пор, пока не станут известны результаты комплексной филологической экспертизы текста этой книги. За ходом судебного разбирательства наблюдала корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова. Она сейчас в прямом эфире.


Марьяна, здравствуйте! Прошу вас. Мы ждем подробностей.



Марьяна Торочешникова : Здравствуйте, Андрей! Басманная межрайонная прокуратура Москвы требует признать экстремистской и изъять из обращения книгу известного в России и за рубежом политолога, члена партии "Яблоко" Андрея Пионтковского. "Нелюбимая страна" - так называется книга, а точнее сборник статей, уже публиковавшихся автором ранее.


В Басманной прокуратуре опираются на заключение лингвистической экспертизы, проведенной коллегами из Краснодара. Здесь убеждены, что в текстах Пионтковского призывы к враждебным действиям и высказывания уничижительного характера в отношении отдельных социальных групп и национальностей. Говорит профессор кафедры новейшей русской литературы Российского государственного университета имени Герцена Александр Кобринский. Сегодня в судебном заседании он давал оценку качеству экспертизы, проведенной в Краснодаре.



Александр Кобринский : Это заключение из серии - есть в книге разжигание национальной розни? Да, есть. И все, больше никаких доказательств там нет. Кроме того, в заключении госпожи Шульги еще присутствует такое, например, утверждение, что разжигание национальной розни производится с помощью употребления выражения "разжигание национальной розни". То есть у меня есть большие сомнения, что оба эксперта эту книгу читали.



Марьяна Торочешникова : Что же касается «высказывания уничижительного характера в отношении отдельных социальных групп и национальностей», таковым в прокуратуре, основываясь на все том же заключении краснодарского эксперта, считают фразу «козлы позорные». Говорит профессор Александр Кобринский.



Александр Кобринский : Жанр публицистики, в котором написана эта книга, предполагает балансирование на грани между документалистикой и художественным текстом. В частности, любое публицистическое произведение всегда предполагает разного рода риторические вопросы и восклицания, художественные методы, преувеличения, гиперболы, сильные языковые средства и так далее. Здесь нужно, конечно, комплексное заключение лингвистов и литературоведов, чтобы они сказали хотя бы, дали ответ на вопрос - можно ли то, что там написано понимать как прямое высказывание? Кроме того, слово "козлы позорные", если кого-то оскорбляет, ну пусть человек, который счел себя оскорбленным, подает заявление о защите своей чести и достоинства.



Марьяна Торочешникова : Именно после выступления профессора Кобринского, в суде был поднят вопрос о необходимости проведения комплексной филологической экспертизы. При чем инициатива исходила от судьи Светланы Климовой, что, по мнению Андрея Пионтковского, может свидетельствовать о пристрастности суда.



Андрей Пионтковский : По-моему, судебная экспертиза - это спасательный круг прокуратуры. Беспомощность обвинения была продемонстрирована без всяких сомнений сегодня. Несколько раз я сам и мои адвокаты просили у обвиняющей стороны показать мне хоть одну страницу, одно предложение в книге, где содержатся призывы к возбуждению расовой ненависти. Даже сама формулировка абсолютно нелепа. Оказывается, я возбуждаю, проповедую расовое превосходство в отношении к лицам американской, еврейской и русской национальности. Но превосходство какой нации тогда, извините?! Я предлагал, я протягивал свою книгу и говорил: "В конце концов, ваша честь, если моя книга будет признана экстремистской, то на завтра против меня будет открыто уголовное обвинение, и уже ничего не надо будет доказывать. Я получу 15 лет тюрьмы. Я хочу знать - за что?! За какую фразу?" Ноль ответа со стороны прокуратуры, со стороны ее экспертов.



Марьяна Торочешникова : После довольно длительного обсуждения вопроса о том нужно ли все-таки проводить новую экспертизу и если да, то кто и как должен это делать суд вынес определение. Согласно ему экспертам филологам предстоит ответить на два вопроса:



Роман Карпинский : Первый вопрос. Содержится ли в книге "Нелюбимая страна" автора Пионтковского, изданной ООО "Полюс", высказывания, содержащие признаки возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни, а также пропаганда исключительности, превосходства, либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии. Второй вопрос. Если таковые имеются, то в какой форме они выражены? Выражены ли они в форме призыва к осуществлению таких действий, обоснования осуществления таких действий или оправдания осуществления таких действий? Я также хотел бы отметить существенный момент, что проведение этой экспертизы поручено Российскому федеральному центру судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации.



Марьяна Торочешникова : Сказал адвокат Андрея Пионтковского Роман Карпинский. Сам Пионтковский хоть и возмущен тем обстоятельством, что экспертизу будут проводить в учреждении подведомственном Минюсту, все-таки находит в сегодняшнем решении и положительные стороны.



Андрей Пионтковский : Единственное положительное в сегодняшнем заседании - это итог. Это наша частичная победа, что, во всяком случае, в течение избирательной кампании в течение ближайших двух месяцев, моя книга не будет признана экстремистской. Следовательно, не будет оснований для снятия партии "Яблоко" с выборов. А что касается меня лично, этот Дамоклов меч - обвинение в очень неприятных вещах - надо мной остается.



Марьяна Торочешникова : И сам Андрей Пионтковский, и его адвокаты с самого начала говорили о политической подоплеке дела. По мнению адвоката Юрия Шмидта, российским властям выгодно создать судебный прецедент, который позволит цензурировать критику, направленную в адрес чиновников.



Юрий Шмидт : Думаю, что это естественное следствие проявления вообще той атмосферы, которую правящий режим насаждает в нашем обществе - атмосфера преследования всякого инакомыслия, преследование критики, преследование политических оппонентов. Прокуратура, может быть, даже не получив прямых указаний из Кремля, просто так понимает свою функцию - стоять на страже режима тотально, то есть не только там, где для режима существует какая-то угроза от противозаконных действий, а где существует определенная, будем говорить, угроза от оппозиционной деятельности, угроза устойчивости именно тех лиц, которые сегодня находятся у власти, угроза их личным интересам, которые не имеют ничего общего с интересами государства. Вот прокуратура, собственно говоря, очень четко откликается на таких вызовы, даже, может быть, не получая специальных указаний.



Марьяна Торочешникова : Итак, судебные слушания приостановлены - нужно дождаться заключения экспертов. В "Яблоке" же, по словам Андрея Пионтковского, уже готовят новый тираж книги «Нелюбимая страна».



Андрей Шароградский : Спасибо.




XS
SM
MD
LG