Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Открыть раковину с жемчужиной. Шанель в Пушкинском музее


Коко Шанель

Коко Шанель

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина — громкое событие. Здесь открылась выставка «Шанель. По законам искусства». Оформление проекта выполнил всемирно известный экспозиционер Жан-Луи Фроман, который сумел не только представить основные этапы творчества Габриэль Шанель (Gabrielle Bonheur "Coco" Chanel), но и встроить их в широкий культурный контекст. С подробностями моя коллега Лиля Пальвелева.


Жан-Луи Фроман (Jean-Louis Froman) известен, прежде всего, как автор концепций выставок современного искусства. Тем не менее, музей и Дом Chanel при подготовке московского проекта обратились именно к Фроману. И не прогадали. Выставка построена отнюдь не по банальному хронологическому принципу. Поскольку Коко Шанель дружила со многими выдающимися живописцами и музыкантами, а также вдохновлялась художественными идеями былых эпох, понадобились экспонаты из самых разных музеев мира. К примеру, лондонской галереи Тейт, парижских музеев Пикассо и центра Помпиду, Третьяковки, Музеев Кремля, а также многих частных художественных галерей и собраний.


Своими впечатлениями делится Виталий Мишин, заместитель директора по науке музея изобразительных искусств: «В том, что мы называем "миром Шанель", была найдена стройная структура, которая охватывает и ее жизнь, и ее творчество. Были определены точки, где пересекаются разные ассоциативные ряды. Задача была решена путем создания полностью автономной оболочки, встроенной в историческое здание музея. Внутри этой искусственно созданной скорлупы тщательно отобранные экспонаты. Постоянные посетители Белого зала привыкли к тому, что уже при входе весь зал открывается сразу перед зрителем со всем своим содержимым. Господин Фроман придумал интригу, которая заключается в том, что почти все экспонаты зала скрыты от глаз входящего. Зритель встретит их внутри компартиментов [compartimentРС] . И он должен испытать удивление, как человек, который с простой с виду шкатулки, вдруг обнаруживает драгоценности или, раскрыв раковину, найдет там жемчужину».


Самая простая из ассоциативных связей, о которых говорил Виталий Мишин, возникает, когда видишь древнерусские оклады икон рядом с платьями, которые по замыслу Шанель были богато расшитыми золотыми нитями, жемчугом и разноцветным стеклярусом. А в том отсеке, где представлены вещи из твида — старинные западноевропейские пейзажи. Заместителя директора по международным связям Музея изобразительных искусств Зинаида Бонами разъясняет: «Шанель прожила некоторое время в английском поместье герцога Вестминстерского, с которым была очень близка, в обстановке английского быта, английской природы. Она восприняла вот всю присущую мужскому английскому стилю элегантность. Среди впечатлений Шанель, конечно, чисто английская ткань твид, которая вырабатывалась из английской шерсти по довольно сложной технологии. И получала свое качество благодаря тому, что промывалась в чистой воде английской речки Твид, которая протекает между Англией и Шотландией. Эту чисто мужскую моду Шанель сумела превратить в новый женский стиль».


И в ту часть экспозиции, где показан твид, и во все другие, проходишь через обитые тканью коридоры, пропитанные знаменитыми ароматами фирмы «Шанель».


XS
SM
MD
LG