Ссылки для упрощенного доступа

Более 130 мусульманских священнослужителей и теологов обратились с открытым письмом к пастырям христианских церквей


Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие Кирилл Кобрин и Алексей Букалов.



Александр Гостев: Более 130 мусульманских священнослужителей и теологов обратились с открытым письмом к пастырям христианских церквей. В послании содержится призыв к большему взаимопониманию между мусульманами и христианами и обращается внимание на близость двух религий. Несмотря на то, что письмо обращено к лидерам всех христианских конфессий, эксперты считают, что главный адресат - папа римский Бенедикт XVI . Дело в том, что после восшествия на престол святого Петра немецкого кардинала-теолога и католического интеллектуала Йозефа Ратцингера, особенно после некоторых его высказываний об исламе, вызвавших бурную реакцию, отношения Ватикана с мусульманским миром ухудшились. В последнее время папа сделал много для того, чтобы уладить это, как он считает, недоразумение. Об открытом письме мусульманских теологов и священнослужителей христианским церквям - очередной выпуск нашей рубрики "Мировая политика". В ее рамках мой коллега Кирилл Кобрин побеседовал с римским журналистом Алексеем Букаловым.



Кирилл Кобрин: Письмо представителей исламского духовенства и теологов послано папе римскому и другим представителям и руководителям христианских конфессий через год после предыдущего письма, такого же, которое было связано со ставшей знаменитой речью Бенедикта XVI в Регенсбурге, из-за которой разгорелся скандал, когда папу римского обвинили в оскорблении ислама, и были очень бурные протесты. В то же время папа все это время говорил, что на самом деле главной идеей его речи в Регенсбурге и всех последующих выступлений было то, что ислам является на самом деле союзником католицизма или христианства, как он считает, в противостоянии современному неверию. Так что, исламское духовенство и теологи или часть их, по крайней мере, позитивно наконец-то восприняли это послание?



Алексей Букалов: Конечно, можно и так трактовать это письмо, хотя здесь есть некоторая техническая тонкость. Дело в том, что в исламском духовенстве нет такой иерархии, которая существует, скажем, в католическом мире. Их послание - это, в общем, послание свободного собрания людей, единомышленников, которые оценивают то или иное положение, в данном случае положение, связанное с оппозицией Римской католической церкви по этому вопросу. Конечно, это попытка закрепить папу Бенедикта на вот этой его важной линии, которую он выбрал после, ну, неудачной, по мнению некоторых, неудачно, вернее, понятой его речи в Регенсбурге. Эта речь была, скорее всего, просто подана, как какая-то антиисламская акция, подана, может быть, даже итальянскими газетами, в частности, "Репубблика", "Коррьере делла серра", которые после относительно скучного визита для журналистов в Баварию увидели, наконец, какой-то элемент упоминания ислама, и они это раздули буквально, назвали, что это священная война. Это было в четверг, а в пятницу уже папа был предан анафеме, если так можно сказать в отношении ислама, во всех мечетях по всему миру.


Вот дальше Бенедикт довольно быстро перестроился. Главным среди шагов был последовавший вскоре визит в Турцию, в исламскую страну. Перед этим визитом долго шли переговоры, чтобы этот визит был официальный, чтобы папа не ехал туда по приглашению константинопольского патриарха, а ехал туда по приглашению президента Турции. И когда он туда приехал, он там совершил несколько поступков, таких абсолютно в массмедийном духе своего предшественника, потому что он человек сдержанный и не позволяет себе таких порывов, которые позволял себе Войтыла в общении с массами. А здесь он сделал несколько подуманных шагов, а именно знаменитая совместная молитва с исламским духовенством в Голубой мечети в Стамбуле. Но кроме этого, еще и контакты с исламским миром, подчеркнуто внимательное отношение. Скажем, накануне приема в Ватикане нового президента Израиля Шимона Переса он принял в загородной резиденции, это особая честь, вице-президента Сирии. Потом он встречался с наследным принцем Саудовской Аравии, что тоже очень важно, потому что нет дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Ватиканом.


Вообще в отношениях с исламским миром Ватикан очень внимателен. Только что назначен новый папский нунций в Тегеран. То есть канал открыт все время для переговоров, для контактов. Вот эта демонстрация такой протянутой руки, я думаю, я получила оценку.


XS
SM
MD
LG