Ссылки для упрощенного доступа

Российский соц-арт в Париже: «Министр имеет личное мнение, но оно ошибочно»


Три месяца работала выставка в Третьяковской галерее, и о «позоре России» не было сказано ни слова. Обструкции подвергся лишь «экспортный» вариант
Три месяца работала выставка в Третьяковской галерее, и о «позоре России» не было сказано ни слова. Обструкции подвергся лишь «экспортный» вариант

Во Францию из России благополучно прибыли машины со 180 произведениями искусства, отправленные Третьяковской галереей. В парижской галерее «Мезон Руж» готовят к открытию выставку «Соц-арт. Политическое искусство в России».


Несмотря на то, что министр культуры Александр Соколов публично назвал этот проект позорящим страну, выставку отменять не стали. Однако часть предназначенных для нее работ в Париж все-таки не отправили. «И дело здесь не в гневе министра Соколова, - заверяет заместитель генерального директора Третьяковки Лидия Иовлева. - Мы сами так решили».


Вот представленное Иовлевой описание одного из изъятий: «Если вы смотрите на произведение, которое называется "Год некой страны в России", то (я просто немножко живописую вам эту картинку) вполне узнаваемые, в национальных костюмах жители этой - не называю - страны врываются, как бы оккупируют Кремль, подвешивают за ноги мужчину, как бы хозяина, вполне узнаваемого, и - уж извините, я точно говорю - ставят на карачки и насилуют секретарш».


Куда более безобидную работу группы Синие Носы, их известных «целующихся милиционеров» показывать французской публике также поостереглись. Другой заместитель генерального директора галереи Ирина Лебедева курирует именно современное искусство.


«Что касается милиционеров, - говорит она, - то, когда встал вопрос о том, чтобы ее включить в состав выставки "Соц-арт" у нас на Крымском валу, должна признать, что у кураторов нашлись аргументы, которые позволили нас в этом убедить. Но, буду откровенна, сомнения все равно были. И дело не в том, каково мое личное отношение к этим художникам, которых я прекрасно знаю, и к их работам. Все-таки мы должны понимать, что поскольку мы - не музей современного искусства, к нам ходит самый разный зритель. Если существует отдельно взятый музей современного искусства, то он имеет своего зрителя, который и подготовлен к этому материалу, и знает, что может увидеть. И я вам скажу, что сомнения и споры были до последнего. Но мы приняли решение: оставляем картину и смотрим, что из этого получится. Потому что если мы понимаем, что это, наверное, все-таки не формат галереи, то, значит, мы ее снимем и поймем для себя, что такие вещи нам не нужно вешать. Отрицательный опыт - это тоже большой опыт, который нам необходим. Ведь у нас же нет никаких критериев. Должна сказать, что месяц работа провисела - и никакой реакции не было. Поэтому мы решили вполне с чистой совестью ее включить в состав выставки».


Если бы только на эту работу никакой реакции не было! Три месяца при большом стечении посетителей показывалась на Крымском валу та самая выставка, которая сейчас вызвала резкую критику Александра Соколова. И ничего. А теперь министр, подчеркнем, не по поводу отдельных произведений высказался, а обо всем проекте, заявил о его неуместности на фоне недавних рассуждений о русской духовности Алексия Второго, во время зарубежных поездок патриарха.


Собирается ли Третьяковка как-то реагировать на такую критику? Вот как отвечает на этот вопрос Лидия Иовлева:


- Мы вовсе не собираемся комментировать слова нашего министра культуры. У каждого из нас есть свои начальники, мы - государственные служащие. Но на выставке, как я себе ее представляю по нашей бывшей экспозиции, есть все: и провокативность, и очень серьезное искусство, и менее серьезное. Есть и «перчик», и «горчичка» - все, что угодно, но не хулиганство. Поэтому я не знаю, что возразить министру культуры. Наверное, сгоряча не нужно делать заявления, но это его дело, его право. Тем более что он, как я читала в прессе, подчеркнул: это его личное мнение. Личное мнение есть у всех - и у нас с вами, и у министра культуры.


- А когда выставка была на Крымском валу, министр культуры ее посещал? Он знаком с массивом?


- Думаю, что нет.


Генеральный директор Третьяковки Валентин Родионов убежден: «Никакой порнографии тут нет, конечно. И позора России тоже нет. Этого мы просто не можем допустить. Мы, наоборот, работаем на страну, на народ, на галерею, на хорошее настроение. Здесь министр ошибается. Если бы отменили выставку, это был бы международный скандал. Мы должны эту выставку показывать, я в этом убежден. Хотя мне она не нравится, скажу честно. Страшно не нравится, но мы должны показывать, чтобы со временем понять, останется это искусство в истории российского изобразительного искусства или не останется, возьмет свою нишу или не возьмет».


При этом Валентин Родионов призывает извлекать уроки из прошлого опыта: «История повторяется. В свое время был запрещен целый ряд художников: Кандинский, Малевич… И многие художники по разным причинам известного характера уехали за границу. Но после перестройки они вернулись в Москву, в Россию своими картинами. Здесь, я думаю, то же самое повторяется. Это не официальное искусство, но оно есть, оно существует, оно живет, оно дышит. И мы обязаны его показывать. Но если я в чем-то виноват, я готов нести за это полную ответственность».


Выставка «Соц-арт. Политическое искусство в России» откроется в галерее «Мезон Руж» 19 октября.


XS
SM
MD
LG